Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От земного – к вечному

4 декабря, 1996 - 20:36

Эти два качества нашей повседневной жизни тесно переплелись на прошлой неделе на Волыни. Со всем народом граничащая с Европой окраина государства почтила память жертв голодоморов — и активно в то же время обсуждала шокирующий факт происшествия в одном из отдаленных сел: отчим, наказывая 10-летнего пасынка, избил его и закрыл в холодном погребе. Освобождать мальчика пришлось сельскому голове. Однако за одним вроде бы банальным, к сожалению, бытовым фактом появилась целая проблема, когда дети неблагополучных родителей (а таковы есть они в этой семье) часто бывают и голодными, и холодными. В то же время другое событие, которое должно было бы иметь всенациональное значение, — презентация отреставрированной чудотворной иконы Холмской Божией Матери XI—XII вв., будто свидетельствовало: все проходит. Только вера — вечна. Даже вера маленького мальчика в свое лучшее будущее.

Иван ГИНЧУК, сельский голова села Припять Шацкого района:

— В этой семье кроме старшего Юры, он от первого брака матери, подрастает еще трое общих детей. Но только к пасынку 42-летний отчим относится слишком жестоко. Я живу неподалеку от них, на соседней улице, так в выходные, как на работу, должен туда ходить и следить, как родители себя ведут. На первый взгляд, они не совсем пропащие: держат и корову, и свиней, и огород обрабатывают. Если бы еще не пили!.. Многодетных семей в селе хватает, но остальные благополучные. Здесь же проблема в том, что пьет не так муж, как сама мать. Он с поля уставший вернется, а она уже «готова» или что-то из дома вынесла. Проблема в том, что живут фактически только на «детские» деньги, и такое впечатление, что и детей рожают ради них. Плохо, что государство в этом плане что-то не продумало: деньги за рождение детей выплачивают, а контроля за ними нет. Я слышал, что в Америке родители должны представить в специальную службу чеки за товары для детей, и только тогда им вернут деньги. А я или моя секретарь сельсовета берем того отца или мать за руку и ведем на базар в Шацке. И там ходим с ними, заставляя купить одежду для детей или что-то из еды. Таким образом заставили приобрести холодильник, стиральную машину. Удалось мне отца уговорить, чтобы деньги они оставляли у соседки. Однако она впоследствии отказалась «держать банк», так как по три раза на день бегают, просят денег. Попробуй не дай. Мы пробовали ограничить их доступ к деньгам, так тут же прокурор заявил протест. Если дети голодные, это прокуратуры не касается. Это у меня голова должна болеть.

Порадовало же то, что наше село, которое находится на границе трех районов, стало богаче на бульдозер и грузовую машину. У нас, в конечном итоге, распалось коллективное сельхозпредприятие, и раздать технику просто на имущественные паи было бы, считаю, неразумно. А так теперь есть чем покойника на кладбище отвезти. Это такая, если бы вы знали, проблема! В других селах, знаю, люди просто нанимают машину за большие деньги. У нас эта услуга бесплатная, люди еще не потеряли совесть. Потому что двадцать первый век, а людей на вечный покой отвозят на возу.

Татьяна ЕЛИСЕЕВА, заведующая Музеем волынской иконы:

— Так редко бывает, чтобы прошедшая неделя была только хорошей и праздничной. Но у нас она такой и была. Наконец, после многолетней реставрации в нашем музее представлен чудотворный образ Холмской Богоматери. Завершено поистине святое дело спасения иконы, которая является национальной гордостью украинцев, но это лишь первый этап реставрации. Мы представили аутентичный образ Богородицы — то, что сохранилось от авторской живописи. Конечно, верующему человеку, который воспринимает образ как собственно икону, хотелось бы в настоящее время увидеть его во всей красоте Богородицы. А здесь всего 70 процентов сохраненной авторской живописи. Хотя можно сказать и иначе: целых 70 процентов, потому что на этой иконе были наслоения десяти веков. Теперь мы должны решить: дорисовывать ли чудотворный образ красками ХХІ века, или оставить образ таким, как есть, а рядом выставить его полную копию? Скорее, реставраторы выберут последнее. Ведь люди хотят у этой иконы не только помолиться, но и узнать ее историю. Порадовала очень высокая оценка реставрации Холмской Богородицы коллегами, приехавшими к нам на международную научную конференцию «Волынская икона: исследование и реставрация» из Польши, Беларуси, России, всей Украины. Порадовала благословенная грамота от блаженнейшего митрополита Владимира, которой меня наградили на презентации отреставрированной иконы: это признание работы нашего музея по сохранению и реставрации икон. Коллеги из других регионов были поражены такой оценкой, поскольку, например, у львовян есть с представителями церквей даже судебные процессы, а в наш музей старые иконы отдают охотно, потому что он за 15 лет зарекомендовал себя как место хранения духовных святынь народа. Порадовало и то, что на прошлой неделе мы представили CD-версию интерактивной экскурсии по нашему музею. Коллеги-музейники очень хотели получить себе диск с экскурсией, и мы рады, что областное управление культуры и туризма заказало еще 500 его экземпляров.

Юрий КОНКЕВИЧ, главный редактор еженедельника «Сім’я і дім»:

— «А сейчас будет минута памяти жертв Голодомора», — оттарабанил привычной скороговоркой ведущий, в приемнике что-то пощелкало — что-то, что якобы должно было символизировать удары метронома, — и в эфир вернулись все «поющие трусы» и «наши раши». Метроном и двадцать секунд «памяти» были похожи на рекламную паузу. Из центра города доносился поминальный колокольный звон соборов. Поискал взглядом свечи в окнах дома напротив. Нашел две. Кажется, именно в этих квартирах вывешивали желто-голубые флаги в День флага. Две свечи на четыре подъезда пятиэтажки. Не густо. Вряд ли в холодную ноябрьскую субботу люди не сидели дома перед телевизорами. Не похоже и на то, что в стране закончились свечи. Нашего Президента привыкли упрекать в опозданиях, длинных «воспитательных» беседах вместо динамичных пресс-конференций и влюбленности в трипольские горшки. Его снисходительно назвали пасечником и до недавнего времени всерьез не воспринимали как реального оппонента «вечному оппозиционеру» и «вечной революционерке». Но больше всего действительно слишком мягкому гаранту досталось за «избыток внимания к Голодомору». За что ругали вас, Виктор Андреевич? За две свечи памяти о миллионах замученных на 80 квартир? Все-таки свечи зажгли — это радовало. Но зажгли всего две (!) — это огорчает до сих пор.

Подготовила Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ