Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Откровение от Мазепы»

Во Львове Петр Ластивка показал свой спектакль по мотивам драмы Олелько Островского
11 июня, 2010 - 00:00

Для гастролей Волынский областной академический украинский музыкально-драматический театр им. Т. Г. Шевченко презентовал знаковый спектакль своего коллектива, который тепло принимал зал. «Откровение от Мазепы» всколыхнуло в душах зрителей не только эстетические эмоции.

Современник Ивана Франко — Олелько Островский — пишет драму «Иван Мазепа» и изображает гетмана не страстным патриотом своей земли, способным на необдуманные поступки, а политиком-реалистом, который при любых обстоятельствах заботится об Украине, мудрым деятелем и тонкой натурой, способной на высокие человеческие чувства. В противовес распространенной идее предательства, инспирированной великодержавной русской политикой, писатель создает образ Мазепы — гетмана Украины, который верно служит империи до тех пор, пока не становится неотвратимой угроза государственно-политической смерти Гетманщины и национальной смерти украинского народа. Таким образом, переориентация украинского гетмана с московского царя на шведского короля аргументируется как историческая необходимость и служение национальным интересам, а не измена. Задумку автора тонко удается передать режиссеру представления и исполнителю главной роли Адаму Стеценко. Зритель напряженно наблюдает за сомнениями гетмана как политика и как патриота: с одной стороны, он четко видит риск и помнит о своем слове, с другой — постоянно натыкается на наглость и подлость московских вельмож, слышит жалобы и упреки своих подданных, казацкой старшины. Мы видим Мазепу мудрым политиком и дипломатом, который упрекает полковника Семена Палия за то, что тот все проблемы разрешает лишь саблей: «Может, мы с тобой и одинаково любим Украину, но в настоящий момент так, как ты, «по-гультіпацьки», ее защищать нельзя». Кстати, Палий, которого блестяще сыграл Александр Якимчук, — наверное, наиболее характерная роль в представлении: его бескомпромиссные патриотические высказывания срывают бурю аплодисментов.

Конечно, внимание в спектакле акцентируется на сложном положении Украины в политических играх и коллизиях времени — всегда выпадало нашей земле быть разменной монетой политики. Как писал сам гетман Иван Мазепа: «Ой, горе тій чайці, чайці-небозі, що вивела чаєняток при битій дорозі». Выгодное для Украины размещение на пересечении торговых путей делало ее территорию привлекательной не только для коренных обитателей, но и всех возможных захватчиков. История знает немало таких примеров. Недаром в представлении прозвучало: «Победит ли Петр Карла или Карл Петра — отдадут Украину Польше за помощь». Фатальным и обреченным был в такой ситуации выбор гетмана, именно поэтому критика его действий является, в настоящий момент, излишней, неконструктивной и, в конечном итоге, несвоевременной.

Куда более важным моментом в спектакле является то, что Мазепа изображен не только как политик; он, прежде всего, гетман — меценат, который заботится о возрождении украинской духовности, строительстве церквей, школ, развитии литературы и о создании театра. Нам недостает такого понимания образа гетмана. Украина должна отойти от приспособленческих норм и клише, насаженных извне, которые приуменьшают заслуги государственного деятеля на том уровне, где стоило бы продолжать украинские политические традиции — политика-дипломата и интеллектуала, который умеет поддерживать отношения с большинством стратегически важных государств и развивать образование, язык и культуру своей страны, вспомним «тестя Европы» Ярослава Мудрого.

Иван Мазепа — был образованным человеком, много читал, сам писал стихотворения, интересовался литературой и культурой европейских стран, понимая, что для суверенного государства должна быть крепкая почва, основанная на принципах образованности и религиозности простых людей. Такая государственная политика, несомненно, правильна: для понимания культурных, общественных, политических изменений и осознанной самоидентификации украинский народ должен быть готов к этому, прежде всего, на интеллектуальном уровне. А это невозможно без целостного виденья исторических событий, их переосмысления на основе адекватного преподавания исторических, философских, антропологических и культурологических дисциплин в школах и высших учебных заведениях. В первую очередь, к перечню принадлежит и возобновление таких забытых во времена СССР имен, как писатель Олелько Островский, и изменение векторных подходов к изображению таких, не побоюсь этого слова, культовых в украинской истории фигур, как Иван Мазепа.

Елена УРБАН, Львов. Фото с сайта театра
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ