Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Откуда берутся «мыльные пузырьки»?

О настоящей и мнимой элитности учебных заведений
21 ноября, 2013 - 19:44

Известно, что человеку, который по профессии не является ювелиром, иногда трудно отличить настоящие драгоценности от подделки, особенно если подделка выполнена качественно. А что уж говорить об учебных заведениях, над входом в которые благородно сверкают в солнечном свете названия: «лицей», «гимназия» или «специализированная школа». Даже преподавателям других учебных заведений, то есть профессионалам в отрасли образования, тем, которые привели в престижную, но незнакомую еще школу своего собственного ребенка, не сразу станет понятно, только ли табличка при входе согласовывается с официальным названием заведения или сама сущность его отвечает названию. Конечно, лицеи, гимназии и спецшколы обычно сразу поражают посетителей чистотой, евроремонтами (сделанными, зачастую, за средства родителей учеников), множеством компьютеров и современных, мультимедийных средств обучения.

Если говорить о небольших городках, например на Киевщине, то отмечу, что к такой престижности будут особенно тянуться обычно одна или две школы (из пяти-семи имеющихся в населенном пункте). Именно те, у директоров которых преимущественно сложились достаточно хорошие отношения с мэром. Ведь руководитель города и сам хочет (это естественно), чтобы  на подвластной ему территории функционировал лицей или гимназия, или хотя бы обычная, общеобразовательная школа, но престижная. И иногда не очень его тревожит факт, что для перерождения средней школы в действительно элитную, где в солнечном свете сверкала бы не только табличка при входе, как мильный пузырек, а в такую, чтобы смогла  давать действительно крепкие знания и навыки ученикам, необходимы время, настойчивость и решительность руководителя учреждения. Речь же идет и о соответствующем подборе педагогических кадров (а не по принципу кумовства или блата), и о создании мотивации у учителей почувствовать себя преподавателями именно элитной школы, и, безусловно, это прежде всего, жесткий, но справедливый отбор детей (не по материальному состоянию или должности родителей). Только при комплексной реализации таких подходов возможен позитивный результат. Конечно, наличие мультимедийной техники в каждом кабинете, евроремонт и одинаковые, яркие значки на формах учеников никоим образом не заменят кропотливой организационной работы, которая должна предшествовать созданию по-настоящему престижной школы.

Есть действительно престижные учебные учреждения. Но их, к сожалению, совсем мало. На основании каких данных делаю такой вывод? Только опираясь на свой опыт. Нет, не тех восьми лет, когда преподавал в сельской школе, или  следующих семи лет управления школой в военном городке. Наглядно, вблизи я столкнулся с глубиной и масштабностью образовательных проблем только тогда, когда жизнь заставила меня после директорства в течение десяти лет сменить несколько школ, где преподавал физику и математику, а кроме того, занимался этими предметами с учениками у них дома. Поэтому качество знаний школьников разных образовательных учреждений, в т. ч. так называемых «элитных», и соответствие их оценок реальному положению вещей мне хорошо известны.

Иногда глубина знаний точных наук, которую дети, по моей просьбе, демонстрировали, поражала. Но из сотен школьников как раз таких учеников встречал единицы.

Безусловно, современная ситуация в Украине требует разделения школ по признакам богатства знаний и навыков, которые учебное заведение может предоставить ребенку. Ведь, к сожалению, не все дети могут и хотят учиться хорошо или отлично. Но из-за этого не должны страдать те, кто хочет и может овладевать знаниями именно так.

Конечно, детей из микрорайона в школу принимать надо независимо от их способностей. Ведь, например, небольшой городок это не столица и не областной центр. Здесь не сильно разгонишься в создании лицеев или гимназий. А вот набрать учеников в спецкласс с углубленным изучением определенного предмета или групп предметов возможность есть. Например, когда несколько лет назад в одной из бучанских школ восьмых классов были шесть, существовала реальная возможность создать из них один математический и один гуманитарный. Но директору для этого надо было стать недоброй тетушкой в глазах родителей тех детей, которые были бы отсеяны в обычные классы. Да и у классных руководителей тех, четырех из шести, классов, где оказались бы не отобранные в специализированные классы ученики, такое решение руководителя школы одобрения бы не вызвало. А для дела было бы хорошо сделать именно так.

Но зачем идти на конфликты? Можно же просто назвать один класс математическим, а другой гуманитарным, не проводя отбор детей, что и было сделано. Это, конечно, профанация, но вроде бы и волки сыты, и овцы целы.

Таким образом чувствовать смущение от факта, что зачастую родители способных учеников нанимают для своих чад репетиторов по математике, иностранному языку, другим предметам, оснований нет. Срабатывает у родителей своего рода инстинкт сохранения врожденных талантов их детей. По-видимому, осознают они, что лучше сделать это самим, чем ждать, что школа в полной мере начнет выполнять собственные функции.

Благодаря каким же критериям вообще можно отличить искусственно созданный «мильный пузырек» от по-настоящему хорошего учебного заведения? По-видимому, не надо выдумывать велосипед. Учебную работу школы легко мониторить по двум параметрам, а именно: результаты городских и областных олимпиад и, несомненно, это главное — результаты внешнего независимого оценивания. То есть надо смотреть на реальные достижения, а не на количество учителей высшей категории или методистов, преподающих в школе.

А воспитательную работу наглядно видно по следующим параметрам: количество школьных кружков и реальное количество детей в них задействованных, количество правонарушений, осуществленных учениками школы, в процентах, количество детей, задействованных в учебных и познавательных экскурсиях на протяжении года, количество вечеров отдыха, проведенных в школе для детей, количество общешкольных мероприятий (КВН, тематические вечера, праздничные концерты и т. п.) и мнения о школе выпускников и их родителей.

Нет сомнений, сработало бы реальное оценивание достижений школы только в случае полной открытости указанных выше данных. Они же не являются государственной тайной. Сейчас же у каждой или почти каждой школы есть свой сайт, свои сайты имеют и отделы образования. Тогда почему бы не публиковать на них сравнительные таблицы результатов внешнего независимого оценивания в процентах. Тогда сказочки об элитности слабеньких в действительности школ развеялись бы как дым.

Хотелось бы познакомиться с откровенными рассуждениями учителей относительно затронутых мной вопросов. Ведь честных, с душой работающих, а не бумажно-вымышленных профессионалов среди педагогов, безусловно, большинство.

Юрий Токарь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ