Внезапно упал памятник основателям Киева, и моя собеседница увидела в этом особое знамение времени. Вторая, все-таки надеясь, что времена будут благоприятными для ее просветительской нивы, помнит, что никто, кроме нас самих, не построит нам государства и не решит наши проблемы. Ни экономические, ни личные, ни профессиональные. Поэтому профессионалы неделю окончательных политических решений переживали не в ожидании, а в первую очередь — в работе. Лечили больных, учили детей, узаконивали новые семьи и жалели только об одном — на местах не хватает ресурсов для того, чтобы сделать украинцев, то есть нас с вами, более здоровыми и счастливыми. Беседуя с ними, я познакомилась с еще одной книгой современного украинского автора, а с другой просто порадовалась за ее внучку.
Людмила МРАЧКОВСКАЯ, журналист:
— Два ярких события и оба по разные стороны хорошего и плохого. Если о последнем, то зацепила новость, которую увидела в інтернете, что в Киеве развалился памятник основателям нашей столицы. Отвалились Щек и Хорив, остались стоять Кий и Лыбидь. И сколько бы инженеры ни говорили о недостатках конструкции и других технических нормах, для меня это не скрасит первого впечатления — досады и обиды. За нас, украинцев, и всю Украину. Это не такое уж и случайное, как я считаю, событие и знаковое по времени. Ведь памятник развалился как раз перед инаугурацией новоизбранного президента. Этот постамент в нынешнем разрушенном виде не что иное, как памятник нашему сегодняшнему государству — разрушенному, разодранному, запущенному. И реанимировать его куда труднее, чем отреставрировать памятник, а тут еще вопрос, кто будет это делать и есть ли на это настоящая воля? Что будет с нами дальше?..
Но, несмотря ни на что, надежда есть. Я это также увидела в последние дни. Женщина, далекая от литературы, которая работает в бизнесе, дала мне книгу, которую ей тоже кто-то дал. Это «Чорний ворон» Василя Шкляра. Я поражена, что в наше время интеллигенция все-таки не исчезла. Другое дело что ей, возможно, не хватает пространства, но кто хочет, тот находит. Как, например, упомянутый автор. Есть писатели, которые способны осмыслить историю и донести ее до соотечественников. Речь идет о содержании книги. События в ней ассоциируются с современными. Хотя происходят в двадцатых годах, когда под натиском большевизма гибло все национальное. Люди такое читают. Спрос на высокую литературу есть. Проснулся книжный голод и спрос на умное основательное слово. Люди снова ищут опоры в книге, думают и интересуются умными мыслями других. Своих, родных писателей. Это напомнило мне уже ранее пережитые советские времена, когда настоящие книги были, и они читались, путешествуя из рук в руки по друзьям и знакомым.
Игорь МАТКОВСКИЙ, главный врач Винницкого областного СПИД Центра:
— О плохом не люблю и не хочу. Пусть люди лучше о чем-то хорошем прочитают. В моей, например, жизни как руководителя областного СПИД Центра хорошие новости — это когда есть что-то хорошее у наших пациентов. Когда им становится лучше, легче жить, устроиться в обществе, найти себе новый, насколько это возможно, комфортный формат жизни, адаптироваться к статусу инфицированного. И тут могу сказать, что последнее событие, как стакан, наполовину наполненный водой. Как будто и хорошо, а с другой стороны — иначе. Впервые за всю историю работы Центра у нас заняты стационарные кровати стопроцентно. Это относительно немного — всего двадцать мест, но раньше больше пятнадцати больных одновременно в стационаре у нас не лечилось. Можно сказать, что плохо то, что болеют, но это также показатель доверия к Центру и нашим врачам. Больные у нас лечатся бесплатно, а для них это экономия собственных средств. Диагноз ставим сразу и полный курс для выздоровления, не теряется время на долечивание. У нас пятеро пациентов с минингоэнцефалитом было, такие тяжелые, мы боялись, что трое из них не выживут. Но выздоровели! И мне приятно видеть высокую квалификацию моего медперсонала. Хотя медицина у нас до сих пор остается во многом прикладной — все делаем руками, наблюдая, слушая, но и аппаратная тоже начинает все больше входить в жизнь.
Галина ЛЕВИЦКАЯ, начальник Винницкого городского РАГСа:
— Политика — не моя парафия, поэтому, обходя плохое, больше хочу сказать о хорошем. О надежде на крепкие семьи. Созданные обдуманно и без спешки. Пошла тенденция более взрослых браков. Девушки начали выходить замуж после двадцати, а ребята женятся после двадцати пяти. Потому что, когда выходили в семнадцать, то двадцатидвухлетние уже были на их фоне старыми девами. Молодежь начала думать, что делает, и ответственно относиться к жизни. Мы уже не расписываем студентов, которые не закончили учебу, не устроились на работу. Но мне очень жаль, что в этом году мы опять начали работать без психолога. Он не предусмотрен штатом для нашего заведения, но это ключевое лицо. Пары нуждаются в консультации и при вступлении в брак, и тем более при его расторжении. Поживут год, детей нет, поссорились из-за какого-то пустяка и бегут к нам. Дрожат, переживают. Видно, что не хотят расставаться, но пишут эти заявления назло друг другу. А если бы был психолог, который взял бы их за руку и поговорил с каждым отдельно, а затем вместе с обоими, то уже была бы другая ситуация и, гляди, расставаться передумали бы.
Но завершить все же хочется приятным, хотя оно в первую очередь радостное для меня. Потому что я хочу сказать о своей 10-летней внученьке Галочке, и тут меня поймет каждая бабушка. Мы вместе вышиваем. Каждый вечер. Это такое счастье! Хвастаюсь всем, она уже шьет крестики ловчее меня!
Людмила КУЧЕРУК, директор областного Музея педагогов, заведующая методкабинетом областного Управления образования:
— Как заведующей методическим кабинетом педагогов, для меня хорошо — это то, что наши педагоги за последнюю неделю выросли профессионально и пришли к согласию во многих вопросах. Мы провели расширенное обсуждение внедрения инклюзивного образования. Это когда дети с ограниченными психическими, физическими данными учатся среди здоровых однолеток в обычной средней школе. Без возражений и со стороны медико-педагогической комиссии, и со стороны самих педагогов, и даже родительский комитет согласился не отстранять таких детей от коллектива здоровых однолеток. Также собирали директоров школ и увидели понимание, поддержку и необходимость во внедрении в школах профильной профессиональной учебы для старшеклассников. На этой неделе на областном уровне среди педагогов мы даже зацепили такой вопрос, как масс-медиа в учебно-воспитательном процессе школьников. Школьные и классные газеты, радио — это то, что стоит возвращать там, где забыли. Пусть радио или полноценная газета не по силам каждой школе, но стенгазета класса, сделанная силами, умом и руками учеников, — это не нуждается в технических условиях и особенных затратах. Но насколько сдружит детей, покажет проблемы класса, научит мыслить и работать коллективно. Наши коллеги, принимая участие во Всеукраинском конкурсе педагогов, уверенно идут к победе. Беспокоит только эта нестабильность в стране. Так хочется, чтобы все как можно быстрее стало на места и началась размеренная работа. Надеемся, что мы, педагоги, не останемся забытыми новой властью. Потому что проблем в образовании, как и в каждой области, — хоть отбавляй. Чтобы к ним поворачивались лицом.