Тарас Шевченко, Иван Франко и Леся Украинка — уникальное «трехмерное» явление украинского бытия. Трудно сказать, какая еще из существующих наций имеет такую кипучую душу. Решительность, ум и эмоция сплелись в творчестве этих незаурядных фигур Украины. Мы имеем трех храбрых провидцев и наставников национального значения. Они углубились в суть менталитета украинцев, а также обосновали их сакральное «поведение». Слово Трех Часовых и сейчас стоит на страже именно наших, украинских, интересов. Всем нам не лишне более упорно анализировать произведения классиков, делать это как можно чаще — и тогда каждый из нас обязательно столкнется с чем-то новым, гениальным и, так сказать, знакомым. Нужно только усвоить методологию науки «думать-анализировать».
Вот, например, публицистика Леси Украинки. Здесь можно найти такое, что удивит не на шутку. Наше внимание сейчас привлекла одна небольшая статейка — но какая, уважаемые господа, спряталась в ней мощь, неодолимая сила, невероятная энергия мудрого человека-воина. А во времена высокого Возрождения (или же Руины) мудрости, как известно, обычно не хватает ни «верхам», ни «низам», поэтому, по-видимому, «а воз и ныне там».
Речь идет о «Беспардонном» патриотизме». Читая эту статью, нельзя не заметить определенную тождественность с современной действительностью. Приведем самый красноречивый отрывок: «А что, как нашим кормчим придет на ум отдать нас, — кто может угадать, кому? Иди потом судись за историческое право... куда нам, немощным, с панами судиться? Чья сила, того и воля. На чьей телеге едешь, того и песню пой.
Правда, наши буковинские патриоты надеются, что когда-то наступит консолидация наших народных сил и что тогда нас будут знать и уважать другие народы, но кто знает, как о том думают госпожи более сильные партии? Какие величественные фигуры!.. И как изображены, куда Плутарх! Перед нами проходят, словно тени королей в «Макбете», давние и современные нам патриоты, «идут медленно, но определенным ходом» (вы слышите просодию величественную?)...»
Прочитали? Подумали? Не медлите оглянуться — вокруг столько «сочных» параллелей (!). Они напоминают кольца от длинной и гадкой цепи, удерживающей казачью лодку у чужого берега пустынного острова.
Прошел целый век, на пороге 20-летие возрожденного Украинского государства — вероятно, разница только лишь в «хронологии», наполнение — осталось старое. И не удивительно. Не случайно поэт и общественный деятель Иван Драч в стихотворении «Вердикт», возможно с раздражением (конечно, искренним), констатировал: «Потому что мы молоды еще». Под словом «мы» следует понимать современное украинское общество, государство.
Каждому активному индивидууму хочется быть гражданином зрелого общества, у которого детские мечты и беззаботное поведение остались далеко позади. Кажется, еще немного и бессмыслицы настоящего уйдут из нашей жизни навсегда. Но время проходит, юные соседи-государства мужают, а мы, имея не одно тысячелетие за плечами, все «зеленые»-неопытные. Седые же, заснеженные веками волосы «молодого» государства — смешное напоминание ее малышне о возрасте государственно-созидательных соревнований.
Тоталитарно-колониальное наследство — тяжкий груз... Избавиться от упомянутого позора пытается давно уже немолодая Украина.
Несмотря ни на что, убеждены, первые десятилетия возрожденной независимости прошли недаром. Ведь национально сориентированное украинство неуклонно крепило свои позиции. Уважаемые товарищи, давайте помнить замечательную установку известного поэта, публициста и критика Павла Грабовского (1864 — 1902): «Интеллигенция каждого народа должна работать около своего народа, надеясь только на себя», что она «не только сама должна стоять вровень с наивысшими мыслями века, но и сделать те мысли по возможности собственностью народа». Действительно, мысль П. Грабовского и в начале ХХІ века все так же злободневна; она аккумулирует животрепещущие темы сегодняшнего дня, вынуждая общество продуцировать новые антикризисные идеи, активно искать оптимальные пути преодоления трудностей разного характера. И напоследок: патриотизм или есть, или его нет.