Письмо ученика Украинского гуманитарного лицея Александра Гулько, которое мы сегодня публикуем, содержит самые интересные положения его работы, посвященной проблеме формирования эффективной транспортной системы в Киеве. Эта работа заняла третье место на конкурсе, который проводился Минобразования и Малой академией наук Украины. Как видим, проблемы столицы волнуют не только взрослых, более того, представители подрастающего поколения знакомы с мировым опытом и предлагают конкретные пути их решения.
Проблема создания эффективной транспортной системы в Киеве является чуть ли не самой актуальной. Существующая сейчас система неэффективна в первую очередь из-за недофинансирования — средств, которые выделяются из городского бюджета, хватает только на «латание дырок», а нужны действительно эффективные сдвиги в сторону улучшения транспортного обслуживания столичных пассажиров. Например, в европейских столицах дотируют 50—70% расходов на транспорт, закладывая на эти цели до 30% городского бюджета. Что же касается порядка оплаты проезда, то именно несоблюдение графиков движения общественного транспорта не позволяет ввести современную почасовую билетную систему. Она состоит в том, что человек, который приобрел билет, может пользоваться им в течение одного- двух часов, и этот билет является универсальным для всех видов городского транспорта.
Сейчас вся Европа переходит на электротранспорт, который экологически более чист. В Киеве же электротранспорт фактически принесен в жертву автомобилям, особенно в центре города, для которого транспортные «пробки» стали обычным явлением.
Прогрессивным было бы и решение о создании в городе отдельных велодорожек, а государство должно предоставить приоритет жителям больших городов, которые пересядут с автомобиля на велосипед.
По международным стандартам, на каждый миллион жителей города должен строиться один аэропорт, а в Киеве только официально около трех миллионов жителей. Если хорошо проанализировать сегодняшнюю ситуацию в авиаперевозках, то желательно построить новый международно-транзитный аэропорт, так называемый пул, за чертой города.
Условия Киева благоприятны и для развития водного транспорта, в частности наличие готовых природных путей. Также значительный толчок для развития транспортной системы могут предоставить: строительство туннелей для машин, обновление подвижного состава на европейские аналоги, установление платы на въезд автомобилей в центр города, более активная деятельность в сфере рекламы на транспорте, строительство новой линии и станций метрополитена.
Слаженная работа всех видов транспорта и соответствующее состояние инфраструктуры выведет столицу на передовой, европейский уровень функционирования транспортной системы. А при условии полного использования преимуществ так называемого транзитного положения Киева в бюджет города будет поступать больше средств, часть из которых можно израсходовать на развитие той же транспортной системы.