...Сразу после военного парада к поздравлениям с праздником присоедини звонок от мужественной женщины Нины Гейко из Киева. Спасаясь от оккупантов, она из Луганска, где бросила все, переехала в Киев с семьей. Ее дочь Ирину Президент отметил орденом «За мужество», которое она проявила во время бурных событий на Майдане. Тогда озверевшие беркутовцы нанесли ей серьезные травмы.
«Мне понравился праздник. В речи Президент впервые так высоко оценил День Независимости. Депутатам вашего созыва есть чем гордиться. Для меня трансляция тогдашних заседаний парламента была как бальзам для души, слушала все...»
«Благодарю, — говорю за оценку. — А вы обратили внимание, как параллельно с значимостью этого праздника рождается парадокс... — тайна провозглашения Акта Независимости? Из лексикона Президента, власти, СМИ исчезло упоминание о том, кто к этому причастен — парламент І созыва. Табу. Ну, будто вчера страна ложилась спать при СССР, а проснулась, видит — лежит на блюдечке с голубой каемочкой незапамятный документ: она уже не служанка Москвы, а равное ей государство. А ведь была какая острая борьба — в парламенте и за его пределами!
— Скажу вам, не обратила внимания. Но действительно так... Странно.
— Известно: великое видится издалека. Однако здесь с этим неувязка. Чем дальше от незапамятной даты, тем больше ее историческая реальность, вопреки исторической логике и европейской практике, покрывается густым информационным туманом. Еще на памяти живых депутатов нашего созыва и тех, кто на местах помогал возрождению и первым шагам государства, поездка на День Независимости в Киев, встреча с Президентом, праздничный концерт, а в регионах — с представителями местной власти, чествование самых достойных. По мере того, как власть обрастала перьями, врастала в прибыльные кресла, эта традиция постепенно угасала».
Для помощи следующим созывам, власти, защите прав депутатов 20 лет тому назад была создана внепартийная общественная организация — Ассоциация народных депутатов Украины, основу которой составили парламентарии первого созыва. За короткое время она сделала немало полезного. Однако в результате постоянного игнорирования, невнимания, а то и блокирования, ее активная деятельность угасала и сейчас она переживает очень нелегкие времена. На наших глазах с экранов, страниц СМИ постепенно стало исчезать упоминание о первом созыве, его деятельности, о тех, кто провозглашал Независимость...
Вспоминается символическая ситуация, произошедшая с автором. В облмуздрамтеатрі — торжественные собрания по случаю Дня Независимости. Президиум занял свои места. И тут мой парламентский коллега Александр Гудима неожиданно в его состав предлагает мою кандидатуру. «Нет места», — молниеносно нашлась председатель. Зал иронично засмеялся, потому что все понял: те «старі баняки» этой власти не нужны, их наставления, а то и критика, лишь мешают строить «свою» Украину.
Переломным стал прошлый год — 25-летие Независимости. С подачи ИНП (Институт национальной памяти) Президент подписал Указ, которым парламент І созыва, вопреки заключениям ученых, выброшен на обочину истории. Он не считается таким, который боролся за независимость. Вот такой «подарок» на юбилей. Обоснование явно абсурдно и искусственно. Мол, выборы 1990 года были только «частично демократическими», а в парламенте было много коммунистов. Ну, теперь наконец выборы стали «стопроцентно демократическими». И логично Л.М. Кравчуку нужно было в тот день сказать: «Кто за Акт Независимости? Коммунисты не голосуют!» Вот тогда бы мы и имели «непорочную» Независимость.
Согласно такому подходу к оценке исторических событий можно и значительную часть УПА лишить статуса участника борьбы за независимость: часть ее служила в немецкой полиции, хотя потом — кто по команде, кто, переосмыслив, обратили оружие против. Поэтому исторической логики в выведении первого созыва за рамки борьбы за независимость нет. Нет, его депутаты абсолютно не приписывают себе решающую роль в провозглашении независимости, за которую сложили головы и здоровье миллионы патриотов. Главный творец независимости — народ. Грустно, но даже героическая вооруженная борьба ОУН-УПА не привела страну к взлелеянной в мечтах цели. Потому что за это в основном боролась Западная Украина. И то — лишь часть ее населения, наиболее сознательная.
А в 1991 году, как видим, за право иметь свое государство высказался не только запад Украины, но и юг, восток, центр, Крым. На то время Москва тоже могла прибегнуть к вооруженному подавлению, имела многомиллионную армию, многочисленный карательный, партийно-советский актив. Но весь народ ей не под силу было сломить. Итак, 24 августа 1991 года Верховная Рада законодательно, юридически реализовала его волеизъявление. Умалчивание этой реальности абсурдно, субъективно. Поэтому в данной ситуации праздник Независимости превращается в метод пиара власти: мы единственные, кто держит страну. А вот кто нам вручил этот руль, эту ответственность за курс, не важно.
...Да, у коммунистов тогда была «золотая акция». Под давлением масс, Народной Рады они реализовали ее в пользу Украины. Другое дело, что впоследствии они снова стали врагами Независимости, поэтому запрет преступной партии абсолютно правильный. Бояться исторической правды не нужно.
К сожалению, указом дело не ограничилось. Власть лишила участников провозглашения юбилейных торжеств. Даже членов Народной Рады. Торжественные собрания в Верховной Раде, посвященные юбилею, отменили. Скорее всего, чтобы никто не поставил Президента в неловкое положение, потому что такой прецедент при президенте-зеке был. На торжественном заседании в том же сессионном зале, когда мы начали слушать его приветствие, кажется, пятнадцать депутатов нашего созыва встали и запели по Франко: «Не пора, не пора, не пора...».
А в личном плане прошлый год напомнил мне точь-в-точь 1986-й. Тогда мне было 50, в прошлом году — 80. И хотя я тогда был на должности корреспондента «Правди України» — органа ЦК КПУ в Волынской и Ровенской областях, обком — ни слова. Потому что не гладил его по шерсти. В прошлом году немыми были областными ОГА, рад, что хоть в области я далеко не в тени.
И вот нынешний праздник. Киевский Майдан. Стою вместе с жителями города. Напротив, на возвышении власть, священнослужители. Двое моих знакомых настойчиво подталкивают меня:
— Туда идите. Вы же провозглашали Независимость, а не они. К тому же имеете такие титулы...
— Знаете, — говорю, — не иду туда, куда меня не зовут. Там я лишний, не их...
Штрих истории к революции, которую делают романтики, а пользуются известно кто, — еще раз подтверждается. Потому что слова и действия Президента — это разные вещи.