Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Победитель силой слова

22 июля, 2010 - 19:56
ДМИТРИЙ БИЛОУС

Незабываемый Дмитрий Билоус, рыцарь украинского слова, не поверил бы, что во времена свободы, в его 90-летие, подвергнется угрозам святая святых — в образовании государственный статус родного языка, с которого уже начиналось и притеснением которой уже заканчивалось наше возрождение. Как не верил он, герой войны из защитников Киева, что Сталин хлеб жечь прикажет, чтобы Гитлеру не досталось, а обрекал на мор и свой люд. Не верил, что режим бросит на танки под Киевом слабо вооруженных юношей и из 997 уцелеет только 37, что он чудом выживет там, как Олесь Гончар, Григорий Тютюнник, Данил Бакуменко, Михаил Пилипенко... Не верил Билоус, что Голодомор переживет, когда Сталин после остановки украинизации нанес удары по церкви и всей элите нации. В три косы. Не верил бы он, что в КПУ, которая призывает «не переписывать историю», найдутся сталинисты, которые перепишут осуждение Сталина съездами КПСС ради памятника ему, прямо во время открытия которого один человек умрет, а двух госпитализируют. Ветеран не мог верить во все это. Он переживал, когда зло консолидировалось, а добро — нет. Об этом мы размышляли на празднике памяти Билоуса в Государственном музее литературы.

Дмитрий Билоус отличился среди выдающихся художников тем, что по примеру Павла Тычины, Максима Рыльского, Николая Бажана имел учеников. Он давал им уроки жизни, поскольку был способен учить, обладал искренней душой, был живым словарем. Зашли мы как-то в школу возле Лукьяновского рынка, а ученики выстроились уже в очередь, чтобы читать наизусть его стихи. Перед почетным академиком АПН Украины школа снимала шляпу. Затаив дыхание, слушали его о 1933-м, когда родители не отпускали Митю со двора, чтобы людоедам не достался. Рассказывал поэт о поэзии России, Болгарии, Беларуси. Он был ходячей энциклопедией, умелым учителем! Каковы же, по моему мнению, уроки его жизни и творчества?

Первый урок. Билоус заботился о литературе прежде всего тем, что растил творческую смену. 10 лет вел студию юных поэтов, так наверстывал отсутствие в Украине Литературного института.

Второй урок. Д. Билоус чувствовал себя, как рыба в воде, в творческой жизни НСПУ. Работал в ряде творческих объединений. «Друзей сто — и мало их, враг один — и много», — писал он. Поэту был близок и юмор, создание которого Остап Вишня не представлял без Билоуса, автора сборников «Осколочным» и «Веселые лица». Ждали автора обзоров книг поэзии («Бессмертный смех Болгарии») и литературные критики, ценя поэта не только за профессиональные оценки творчества коллег, но и за искренность, отсутствие зависти. Билоус работал в журнале «Дніпро», полвека был в его редколлегии, в приемной комиссии СПУ, в жюри литературных премий — имени Леси Украинки, Павла Тычины. Привлекался к жюри творческих конкурсов: начинающих — «Я гордий тим, що українець зроду!» в Просвите, печатных СМИ — «Государственному языку — государственную поддержку!» в Мининформации Украины.

Третий урок. Поэт стал одним из первых трубачей украинского возрождения. Меня поразило, что он еще за несколько лет до принятия Закона о языках в УССР сдал в издательство «Веселка» книгу стихов «Диво калинове». О языке! За нее поэт получил Государственную премию им. Т. Г. Шевченко. Событие, «прорыв в теме»!

За книги о языке поэт заслужил премии им. Леси Украинки и им. Елены Пчилки.

Четвертый урок. Творчество поэта питала постоянная связь с читателями. Уже те пути, куда я привлекал его с коллегами от «Веселки», Общества «Знание», Министерства информации, вели на шахты Донбасса, в села Полтавщины и Подолья, порты Крыма и Одесщины, на заводы Запорожья, в сотни школ Киева и Киевщины.

Пятый урок. Билоус был тем, кто не считал потерей времени общественную работу, хотя он годами жил без зарплаты, был на творческих хлебах и «творческом бесхлебье». В «Веселке» говорили: он — наш Белый ангел, святой Николай, дарит детям золотые слова.

Шестой урок. Поэт больше всего любил Украину, родной язык. Хотя он остро критиковал забывших родной язык, его нигде не воспринимали в штыки, как кое-кого из коллег. Почему? Потому что в любое время проявлял искреннее уважение к другим народам, их традициям, духовным достижениям. Ему горячо аплодировали русскоязычные жители Донбасса и Крыма за поэзии в переводе и на русский. Так, свой стих «Лелека» он читал на украинском, русском, болгарском, белорусском и польском языках.

Седьмой урок. Произведения поэта увлекают потому, что они как магнитом привлечены к событиям, которые определяли судьбу народа. К Гетманщине, войне с нацизмом, борьбы за Независимость, за наше возрождение... Если некоторые мудрагели ищут поражений и в победах своего народа, то Билоус, как и Лина Костенко, поднимает читателя до побед своего народа, которые он мог видеть и в поражениях. К созданию книг у поэта всегда был тематический подход, у него сборник не заканчивался поиском заголовка, который выражал его тему, идею, а начинался этим.

Восьмой урок. Билоус многим, и мне в том числе, писал предисловия к публикациям, редактировал рукописи, дарил собственные произведения, писал и читал юным стихи (у него была удивительная память!) Он продолжил себя в других, заслужил ордена свободной Украины и всенародное уважение. А какие стихи о поэте пишут! Его слова «диво калинове» стали синонимом украинского языка. За его утверждение во всех сферах общества, за полноценную Независимость животрепещущий поэт и ныне борется вместе с Украиной.

Василий ВАСИЛАШКО, поэт, журналист, ученый секретарь правления Общества «Знание» Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ