Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему мы празднуем Рождество не 25 декабря, а 7 января

19 января, 2012 - 20:53
ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

Уважаемая газета «День», нельзя ли через вас получить ответ от компетентных людей в нашем обществе на вопрос, который, надеюсь, живо интересует не только меня. Имею в виду празднование в Украине Рождества Христова. Ведь известно, что 25 декабря римо-католики, протестанты и многие православные отмечают этот великий христианский праздник. Готовятся, как и положено, встречать Новый год. Мы же, в подавляющем большинстве, ожидаем первой вечерней звезды с 6 на 7 января. Хотя обязательно, как и, наверное, большинство землян, встретим перед этим Новый год. В последнюю неделю поста по нашей рождественской традиции. А вскоре отпразднуем еще и старый Новый год. Что, как я слышал, достаточно непонятно на Западе. Мне это тоже странно и непонятно. И я бы хотел знать: почему так? На основании чего мы так упрямо противопоставляем свою рождественскую традицию другим? Не хотим замечать в своей массе того, что одновременно противопоставляем себя не только здравому смыслу, но и Слову Библии. В первых же строках Книги сказано, что небесные светила на небе восходят для отделения дня от ночи, чтобы стали они знаками и временами условленными, и днями, и годами. То есть счет времени люди проводят днями, неделями, месяцами, годами и так далее согласно расположению небесных светил. Ради этого человечество изобрело календари. Более или менее совершенные, потому что людям, как давно известно, свойственно ошибаться. Но не небесным светилам. Вот и есть всегда возможность, при доброй воле людей, себя (свои календари) исправить и согласовать их с местоположением небесного знамения. Одна из последних поправок календаря была сделана в 1582 г. Ученые, богословы (теологи) одновременно по тогдашним научным нормам убедили руководство католической церкви, что со времени создания календаря Юлия Цезаря учет времени отстает (тогда на десять дней) от количества дней, которые рассчитали небесные светила. Так мир получил новый более совершенный Григорианский календарь. Неприязнь к власти (кровавая неприязнь) протестантов отступила на протяжении нескольких десятилетий и веков перед здравым смыслом. И все западные христиане живут по одному календарю. Даже некоторые курьезы из-за этого их не задевают. Вот, например, первый президент США Дж. Вашингтон родился еще по Юлианскому — действующему в то время в его родной Вирджинии — календарю, а в историю вошел, согласно официальным биографическим данным, уже по принятому впоследствии Григорианскому. Даже значительная часть православного мира достигла взаимопонимания, как я уже отметил в начале, с латинским нововведением. А что, позвольте спросить, сдерживает украинцев? Живем-то мы по тому же календарю, что и все. Посев стараемся проводить в самые благоприятные астрономические сроки. То есть по небесному календарю, а не по церковному. И заметим, уважаемые, что по нашему церковному календарю Рождество мы будем праздновать не в январе, а, как и наши западные соседи, 25 декабря — по действующему в нашем восточном обряде церковному календарю. Поэтому выходит, что живем мы одновременно по двум измерениям времени. Как это согласовывается со здравым смыслом? Церковь у нас, как и во всем западном мире, отделена от государства. Но не от нашей духовной жизни. И от кого отделяемся мы — большинство жителей Украины, — когда садимся за рождественскую трапезу в день по календарю, ошибочность которого доказывают небесные светила! Да, конечно, разделение между людьми есть и будет. Это залог человеческого единства, а не однообразия. Ведь каким бы пестрым человечество ни было, но название всем нам одно — Человек. Мы сложены одинаково, и это предусматривает разные функции отдельных частей тела, но не их отчуждение от здорового тела. Здоровый же человек не может находиться одновременно в двух временных реалиях. Это фантастика. А когда человек, вопреки здравому смыслу, практикует такое раздвоение сознания, то это, кажется, шизофрения.

Так вот, уважаемая редакция газеты «День», нельзя ли при вашем содействии узнать, почему мы празднуем Рождество не 25 декабря, а 7 января (или нам все-таки тоже 25.12.)?

Евстратий ЗОРЯ, епископ УПЦ КП:

— Внутренней церковной необходимости перехода на григорианский календарь я не вижу. Данный вопрос, как правило, затрагивается извне, принимая во внимание теоретические рассуждения, мол, было бы хорошо праздновать рождение Спасителя вместе со всем миром. Но как это может быть на практике — те, кто поднимает упомянутую тему, не задумываются.

Во-первых, уже существует опыт в ХХ веке относительно перехода на новый календарь. В частности, русский патриарх Тихон в 1920-х годах издал соответствующий указ. Однако 25 декабря праздновать Рождество Христово в храмы никто не пришел. Зато все пришли 7 января.

Также имеем трагический пример Греческой церкви, которая в 20-х годах перешла на новый стиль, из-за чего в ней произошло разделение. Между прочим, оно продолжается и до сих пор. Есть так называемая группа старостильных юрисдикций, которые не признают «новизны» и отошли.

Кроме того, следует учитывать, что Украинская церковь и так разделена. А переход на григорианский календарь может это явление только углубить.

В принципе, рассматриваться данный вопрос может, но лишь при условии, что его решение принесет пользу Церкви. Скажем, в свое время в древней Церкви была проблема празднования Пасхи. Одни праздновали ее в фиксированный день — 15 числа месяца нисана по месячному календарю вместе с иудеями. Другие — по той традиции, которая, в конечном итоге, стала доминирующей, то есть в первое воскресенье после весеннего полного месяца. И для того чтобы решить вопрос, каким образом праздновать, пришлось собрать не один церковный собор и провести очень много консультаций.

Если в настоящее время действительно возникнет церковная потребность относительно перехода на новый календарь, соответственно пройдет дискуссия, и, возможно, соборное решение будет принято. Но пока еще такой необходимости нет.

КСТАТИ

На днях, находясь с пастырским визитом в Черкассах, как сообщает департамент информации греко-католиков (www.ugcc.org.ua), глава Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Святослав (ШЕВЧУК) заявил:

— В УГКЦ пока отсутствуют инициативы относительно перехода празднования Рождества на 25 декабря. В Украине наша Церковь празднует Рождество и Пасху по старому стилю вместе с православными братьями. И если мы будем что-то менять, то хотим это делать вместе, чтобы не дать возможности для создания новых каких-то разделов или акцентирования на каких-либо противостояниях. Однако дискуссии по этому поводу в данный момент не ведется.

Ярослав ЛУЧКИВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ