В начале: официальное название этой солидной политической и экономической организации, в том числе в славянских странах-членах — Евроуния (ЕU). Украинцы привыкли к своему — Евросоюз. Пусть так. Оба названия можем теперь употреблять параллельно, кому как нравится. Не в этом суть, а в другому. Нашей стране очень тяжело дается дорога к ЕС. Иногда есть жалобы на высокие требования к нам.
Диалог между Украиной и Евросоюзом за последнее время активизировался, и это хорошо. Речь идет о времени перед осенними досрочными парламентскими выборами и создании поддерживаемой Президентом В. Ющенко правительственной коалиции. Брюссель пока что говорит об усиленной политике добрососедства с нашей страной, отдельно от подготовки нового соглашения ЕС—Россия, которое блокирует Польша. Таким образом, ранг отношений Киева с Брюсселем повысился, интенсивность контактов с унийной Европой в различных формах и сферах также. Но наше государственное руководство, прежде всего Президент и его политическое окружение, хочет чего-то большего, чем добрососедство, и оно право. Предлагает, например, соглашение об ассоциативном членстве в Евросоюзе. Нет такой формы неполного участия в этом сообществе? Так создайте ее, господа! Это не такое уж и наивное предложение, скажем, на фоне продвигаемой Парижем идеи расширения ЕС в Средиземноморье, включительно с Тунисом, игнорируя украинское Причерноморье (французы опасаются конкуренции на рынке зерна, овощей и ягод?).
Есть также вторая, более существенная преграда нашей интеграции в европейское пространство. Брюссельские рулевые — люди воспитанные и просто в глаза киевским представителям ее не называют. Разве что западные журналисты иногда напишут. Западные политики, возможно, только какими-то намеками дают понять, что не считают такую Украину, какой она выглядит извне, особенно в Верховной Раде, отношениях партийных политиков и чиновничества с бизнесом, организации судебной власти, европейской в приемлемой для них степени. Какие-то мы недоевропейцы, что бы о себе ни думали. Украинцам следовало бы самим критически взглянуть на себя и действительно начать меняться. Для кого-то это будет долгий процесс...
Знающие нашу историю говорят: европейская Украина проиграла Украине неевропейской в 1708— 1709 годах, когда свои же заруцкие в рясах, кочубейчуки с группой старшин в полтавских степях выступили против «шведа» и мазепинцев. Вот оно и покатилось. Вплоть до наших дней. Вспоминаем иногда украинскую Конституцию — первую в Европе. Составленную канцлером правительства Мазепы Пилипом Орликом, но то были другие люди.
Мы стараемся, поэтому остаюсь оптимистом. Времена меняются, и мы понемногу вместе с ними. Повторяю еще раз: чтобы иметь перспективу, украинцы должны становиться проевропейскими. Не увлекаясь слишком театром абсурда (мода на него в Европе давно прошла), не размягчаясь различными обкуренными «Казантипами», не преумножая ряды наших ни на что не способных «либеральчиков», которые могут разве что создать иллюзию «европейскости». Надеюсь на украинца, который любит спрашивать. Ответ будем искать вместе.
Почему и зачем Украине нужно идти в Евросоюз? То есть иметь перед собой цель. Оснований для этого много, но назову три, на мой взгляд, основных.
1. Чтобы утвердить себя как народ, нация и государство в Европе и в мире. В свое время Александр Квасьневский (не люблю левых, но вспомню этого политика) говорил полякам, и они одобряли такую позицию: идти в ЕС сильным государством, которое заново самоидентифицировалось как европейское государство и общество, самостоятельное в своих решениях.
2. Чтобы стимулировать научно-техническое развитие страны, инициативу и инновации творческих личностей.
3. Чтобы повышать благосостояние населения, его культуру, привлекать к струе развития депрессивные регионы.
Участие в Евросоюзе дает такой шанс. Нужно только, чтобы свою миссию поняли его проводники. Это же неправда, что «Запад отдал Украину под опеку Москвы». Слишком важно для него ее геополитическое место на континенте. Нам нужны друзья и партнеры, заинтересованные в нашем присутствии в одном с ними сообществе, а такими могут быть западные соседи, имеющие за восточной границей часть своих одноплеменников: поляки, венгры, словаки... Вот недавно, 13 марта, на очередном саммите евросоюзовцев в Брюсселе польский премьер Дональд Туск апеллировал к администрации ЕС и коллегам-премьерам подумать об Украине, не держаться на расстоянии от нее. Особенно в ненадежное время.
Еще помним слова известного латвийского политика и чиновника Валдиса Биркавса, сказанные украинцам: «Украина слишком большая для маленькой мечты». А еще сказал нам: подготовительный процесс к вступлению в серьезную европейскую или мировую организацию важнее, чем само вступление...