Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под политической «потребностью» — шкурный страх

5 июня, 1999 - 00:00

Мутит. Страшно. Будто возвращаешься на добрых два десятка лет назад. Трудовые коллективы как субъекты избирательного процесса оказались страшной силой, героическими усилиями их еще полгода тому назад демократического руководства время повернуло вспять. Но уже зарегистрирован кандидат Номер Один, достаточно проявлять верноподданство! Ан нет, по стране катится волна «всенародной поддержки»: директора предприятий, председатели колхозов, ректоры университетов наперебой спешат и себе на всякий случай обеспечить «алиби» на будущее — и, как это было во времена «не читал, но осуждаю», ненавязчиво и четко предлагают управляемым «единомышленникам» поддержать Отца всех школьников и доярок.

Что это, приближение Чего? Ветры Беларуси веют на нас, господа... Почему те, кто вчера считал себя свободным, сегодня — еще ж не наступила диктатура, еще ж нас не стреляют! — мрачно идут в зал и поднимают руки «за»? Или действительно в стране ситуация такова, что лучшего и желать нельзя? Или существенно она улучшилась за последние пять-семь лет? Эта хваленая многими верноподданными стабильность экономической ситуации, которой Президенту удалось достичь, — это ли не стабильное падение в пропасть? Наша выстраданная Конституция, принятие которой также записывают в актив Президента, — разве не вопреки его активным усилиям была принята? Все технологические проекты, реализация которых способствовала бы независимости Украины от экономического давления Востока и Запада, — разве не из-за недалекой (как не преднамеренно проводимой) политики сегодняшней власти были провалены? И этот раздуваемый служивой прессой патриотизм Президента — в чем? В том, что он в Галиции и в центре Украины — и не в Донецке или Днепропетровске! — разговаривает на искалеченном украинском? Кто еще из президентов независимых государств позволяет трепать себя по плечу руководителям иностранных фирм?

Стыдно. Красная угроза на пороге — закономерно: разве может не краснеть страна, которой постоянно стыдно?! Говорят, что политика — это искусство возможного. К сожалению, сегодня украинская политика, а еще больше украинская деятельность — это искусство продаваться. И мне уже почти не больно из-за того, что мы оптом и в розницу продаемся. Больно, что продаемся так дешево.

А трудовые коллективы, руководители которых после подхалимского прогибания в частных разговорах признаются, что будут голосовать лично за другого кандидата, во всеуслышание призывают к политической мудрости, приукрашивая коллективное изнасилование, такую себе фантасмагорическую «групповуху», рассуждениями государственной политической потребности. Под «политической потребностью» — и об этом также откровенно речь идет... в кулуарах — скрывается шкурный страх: а как прекратят финансирование, а как проведут аттестацию кадров... Все оправдывается интересами того же его величества Коллектива. И опять осуществляется аутодафе...

Страшнее всего то, что от лишнего прогибания того или иного завода ничего не зависит, ничего не изменится, Президенту не станет ни хуже, ни лучше. Все это понимают. Однако на всякий случай предлагают услуги, бьют себя в грудь и брызгают слюной с трибун, уверяя, что альтернативы нет. Ау, господин Овсиенко, чья направленная против Евгения Марчука публикация обошла пропрезидентскую прессу! Вы что-то говорили о нравственности? Что может быть более аморальным, чем аутодафе? Что может быть более аморальным, нежели активно внедряемые сегодня двойные стандарты, когда «думаю одно, говорю другое — и все потому, что боюсь»? Что может быть более аморальным, чем ситуация, когда человек без физического принуждения на людях наступает на горло собственной совести и чести? Куда уж дальше! Думаю, когда человек становится пресмыкающимся...

Действительно ли нет альтернативы? Да полно! После почти десятилетия разрушения экономики страны нам нечего надеяться на чудо — внезапно зажиточными теперь мы уже станем не за год. Сегодня нам выбирать не между бедностью и зажиточностью — нам выбирать между достоинством и бесчестием. Без достоинства нет человека — есть раб. Без национального достоинства нет нации — есть толпа быдла. Отсутствие достоинства — достаточное условие для утраты и экономики, и государственности. Достоинство и свобода — синонимы.

Мой народ, неужели пролитая на протяжении веков кровь миллионов убиенных украинцев — пролитая за честь и достоинство — только обескровила тебя?! Неужто не печет она грудь? Перед тем, как усердно тянуть руки вверх, обворованные, обесчещенные, униженные сплошным беззаконием Господа, вспомните о государственном, о личном достоинстве! Подумайте, подходит ли это понятие нашим сегодняшним поводырям. Сегодня единственным критерием выбора может быть наличие у кандидата того неуловимого, приборами не фиксированного и в документах не отраженного, что называется этим словом. Другое — производное. Другие критерии — произвольные. И негодяй может быть умным. И трус — профессионалом. Ум, профессионализм, ловкость возможны без достоинства. Достоинство же без них — нет.

Т. О. МЕТЕЛЕВА, кандидат философских наук, доцент, ст. научный сотрудник Института частного права и предпринимательства Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ