Уже во времена независимой Украины имя забытого поэта, писателя, педагога, переводчика, журналиста и публициста Спиридона Черкасенко (1876—1940) снова стало, как и его произведения, доступным всем, кто считает себя поклонником родной литературы.
В советское время произведения С. Черкасенко очутились за тремя замками большевистской цензуры и до самого распада СССР были под запретом для пользования небезразличных к творчеству писателя людей.
В моей домашней библиотеке хранится первый том «Творів» С.Черкасенко (П.Стаха), изданный в 1920 году в Киеве-Вене в Издательском Обществе «Дзвін» с посвящением: «Дорогому Другові Юркові Сірому присвячує сю книжку П.Стах.» Этот двухтомник стихов С.Черкасенко является сегодня библиографической редкостью.
Несмотря на то, что поэт является уроженцем восточных земель Украины, на наш взгляд, его патриотическое мировоззрение утверждалось на Западной Украине, где он некоторое время проживал, спасаясь от большевистской действительности.
Советские предложения вернуться в советскую Украину и обещания всяких благ не сломали поэта-патриота, и он продолжал свое творчество за пределами советской реальности, которая в конце 1920—1930-х гг. перемолола почти всех писателей Национального Возрождения и в том числе немало друзей и приятелей С. Черкасенко.
Нелегко поэту пришлось творить и в условиях румынского или польского режимов на западе Украины, потому что и здесь он претерпел различные притеснения. Но это был не сталинский молох.
Нельзя в небольшой статье охарактеризовать весь творческий багаж С.Черкасенко, поэтому коснусь его поэзии, связанной с национально-освободительной войной галичан, и, в частности, героики Украинских Стрельцов. В двухтомнике (см. I том) у поэта есть цикл стихотворений, который называется «Братам галичанам». Их семь. В стихотворении «Стрільці» поэт сравнил УССов с орлами. Сечевым стрельцам-орлам поэт противопоставляет врагов-воронов, изображенных в стихотворении «Останній бій».
Поэт-символист С.Черкасенко был активным участником национально-освободительной борьбы, и он строго осуждает польскую агрессию на западноукраинских землях. Поэзия С.Черкасенко - это национально-поэтические лозунги, направленные на защиту Украины, ее государственности, против врагов всех мастей, замахнувшихся на свободу народа, который восстал, чтобы порвать кандалы гнета.
Молодые годы С.Черкасенко — это пути поиска себя самого: учился в семинарии и был почти атеистом, разговаривал на русском, а стал убежденным украинским патриотом. Он пережил две российских революции, нашу освободительную борьбу, обе мировых войны! Жил в Российской империи, в УНР, в Австрии и Чехии. Видел красный террор и уже в Чехии почувствовал коричневое дыхание фашизма. Но свободная Украина была его идеалом. Поэзия С.Черкасенко перекликается со стрелецкой поэзией галицких Сечевых Стрельцов.
С.Черкасенко был в приятельских отношениях с Грушевским, Ефремовым, Чикаленко, Русовой, Садовским и со многими галичанами. Знакомство и дружба с выдающимися украинцами тоже повлияла на формирование националистического мировоззрения поэта.
Поражение национально-освободительной борьбы поэт не воспринял как катастрофу. А наоборот. Он верил в наше свободное будущее. С. Черкасенко видел вспышку свободы во время провозглашения Карпатской Украины, первых героев Карпатской Сечи и воинов Легиона Р.Сушко.
Болела у поэта душа за безымянные могилы, где пали украинские воины, боровшиеся за свободу Украины. И в последнем стихотворении из цикла «Брати галичани» — «При дорозі», он писал: «Самотній хрест із написом коротким// Оздоблений у зіллячко-розмай:// «Тут Слави син впокоївся сном солодким // За волю-долю і рідний край». Как искренне эти слова перекликаются с поэзией Богдана Лепкого.
Спиридон Черкасенко родился и вырос на Большой Украине. А в поэтическом слове сохранил что-то галицкое, соединив таким образом мечту о воссоединении и свободе всего украинского народа, хотя бы на личном уровне.
...Спят наши писатели вечным сном в Чехии, Германии, Франции, Канаде, Аргентине, Польше и других странах мира, куда их забросила недоля.
Верим в то, что их прах будет со временем перевезен в Поэтический Пантеон в Киев. И среди них будет Спиридон Черкасенко.