Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Покаявшиеся, но не прощенные

26 июля, 2007 - 19:13

Каждый год 17 июля группа экзальтированных личностей при иконах, хоругвях и имперских знаменах проходит по центральным улицам Киева, дабы почтить память последнего российского самодержца Николая II.

Новостью нынешнего сезона является призыв участников акции покаяться за нарушение Украиной «клятвы на верность русскому государю, той клятвы, которую в 1654 году каждый представитель мужского пола давал на Евангелии».

Что и говорить, звучит крайне торжественно, примерно так же, как и призыв отца Федора Вострикова «покаяться прилюдно». А есть ли кому и за что каяться? Предположим, что все было именно так, как представляют поклонники последнего императора: разостлалась медом и молоком пред ясными очами главы царского посольства боярина Бутурлина Малороссия. Все, как один, бросились малороссы во главе с гетманом Хмельницким и митрополитом Сильвестром присягать на верность светлейшему царю Алексею Михайловичу Романову. Что было иначе, конечно же, врут злые языки. Пусть так!

Однако забывают, видать, шибко православные о краеугольном камне веры христианской — свободе воли. Если бы клятвы передавались по наследству, то было бы лишено смысла персональное крещение — а зачем? — ведь один из предков уж крещен; не менее бессмысленно выглядело бы венчание — а зачем? — ведь некий прадед уж дал клятву прабабке, как положено, на Евангелии.

Малороссы семнадцатого века распорядились своею волей — принесли присягу московскому самодержцу. Так и запишем! Однако факт их присяги не имеет никакого отношения к нашим современникам, изъявившим свою волю диаметрально противоположным образом.

А дальше — больше! При передаче петиции представителям Кабмина одна из участниц процессии заявила — «Мы страну немцам не отдали, а вы ее американцам теперь отдаете». Так кто же такие эти «мы»? Если это потомственные белогвардейцы, а на мысли об этом наталкивает сама тема сходки — тогда, точно, не сдали Родину супостату в войну 1914—18 гг. Хотя, позволю себе усомниться в том, что собравшиеся имели в виду ту войну. Скорее, речь шла о Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистской Германии и ее союзников в 1941—1945 годах. Тогда возникает закономерный вопрос: с какой стороны люди, гордящиеся подвигом советского народа под предводительством Коммунистической партии Советского Союза, имеют отношение к Российской империи Романовых и православной церкви, столь продолжительно коммунистическими предшественниками?

Я уж не говорю о НАТО, если проводить параллели — аналоге Антанты времен ныне народно любимого Николая II. Можно ли вообразить себе нечто более противоестественное и какафоническое, нежели православно-монархически-коммунистическая антизападная идеология, да еще и в богоспасаемой Украине?

Финалом-апофеозом этих мероприятий стал молебен, отслуженный в морском Одесском порту «о защите от иноплеменников и междоусобной брани». Оказывается все это — и память об императоре, и хоругви с имперскими знаменами, и крестные ходы в Одессе и Киеве вкупе с молебнами — ни что иное, как PR-акции Антинатовского комитета самообороны. И в самом деле, зачем проводить несколько разнородных и разнонаправленных акций отдельно — в общий котел их. А стоило ли? Ведь мудрые (и белые и красные) предки говаривали — не смешивай водку с портвейном! Не послушали непоследовательные потомки — смешали все, еще и пивом «полирнулись». Стоит ли удивляться, что и «похмелье» будет тяжелым?

Федор ТАРАНЕНКО, Институт политических наук при НАНУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ