Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поколение прагматиков — шаг к построению прагматичной Украины

К 20-летию первого выпуска учеников современной Независимой Украины
25 января, 2013 - 11:44
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Мовчки зросте десь

новий Тарас

Серед кривавих піль!»

Евген Плужник (1898—1936)

(стихотворение «Я — як і всі.І штани з полотна...», 1926)

 

Наступило время вспомнить о тех, кто вырос на задекларированных принципах Гласности и Демократии. Ведь вскоре они будут играть ключевую роль почти во всех сферах государства, то есть заполнят ведущие места в государственных и частных институтах. Следовательно, будут определять судьбу Украины, по меньшей мере, два десятка лет подряд.

Теперь речь идет о выпускниках общеобразовательных (тогда средних) школ 1992 года.

Представители этого поколения росли в условиях глубоких социально-экономических и политических изменений, которые радикально повлияли на формирование их мировоззрения. На этот период приходится резкое ослабление идеологического давления на украинцев. В результате целая галерея печально известных лжегероев наподобие павликов морозовых (официальный пионер-герой, предавший родного отца) отошла в небытие. В то же время формализм в комсомольском и пионерско-октябрятском быту достиг апогея. Скажем, в рядах школьной братии быть октябренком иногда считалось несколько унизительным.

Ношение красных галстуков, посещение школьных линеек и много других обязательных атрибутов стало морально нестерпимой, тяжелой повинностью для многих подростков. К изысканным пыткам следует, вероятно, зачислить и известное «пионерское приветствие» — несколькоминутное держание перед собой полусогнутой руки под неусыпным глазом взрослых-надзирателей. Во время подобных собраний, наверное, больше везло пионерам именно последних рядов — кое-кому с замиранием сердца таки удавалось занемевшую руку незаметно опереть на плечо товарища.

Когда советским ученикам впервые предоставили право выбора (вот универсальное убийственное средство во все времена для любой бесправной системы!), добровольно впрягаться еще и в новое ярмо у бывших пионеров желания не было. Поэтому, естественно, вступать в комсомол желающих не оказалось, да и потребность в этом отпала, поскольку на то время всесоюзная организация практически прекратила свое существование. Школьникам сполна хватило пионерских фокусов, чтобы решиться на непринудительное посещение новых сборищ.

Решения же партсъездов, без преувеличения, всерьез в обществе уже не воспринимались. Давайте вспомним: руководящие и направляющие силы — явления недолговечные (сегодня — синие, завтра — белые и т. д.), и напротив, стойкая и понятная субстанция — только нация, состоящая из целого пласта граждан-государственников. Короче говоря, власть и народ окончательно разошлись по историческим путям.

В конце 1980-х — начале 1990 гг. в общественно-политической и социально-экономической жизни страны появились новые проблемы. Раскованность, дух свободы завладел душами молодых украинцев. Как следствие, дети среднего и старшего возраста проникались совсем иными вопросами: модная антишкольная одежда, зарубежная неидеологическая музыка, другие вкусы, просто отдых... Действительно, их пленяла обычная музыка известных исполнителей Запада. Очереди юношей и девушек стояли в наскоро организованные мини-кинозалы для просмотра видеофильмов часто неподобающего качества. Можно много еще вспомнить интересного и нетрафаретного.

Это и другое стимулировало особое приподнятое настроение подавляющей части тогдашней молодежи, что позволило легче, спокойнее воспринимать разрушение старых мифов, поскольку они, понятно, не успели ими заразиться. А главное, юные граждане не были против ломки чужого им коммуно-тоталитарного уклада. Поэтому развал огромной империи не был для них событием первого ряда, скорее — одна из серий случайностей в истории цивилизации. Рождение демократии, с одной стороны, и социально-экономические реалии, с другой, выработали у большинства ребят прагматичное отношение к мини- и макромиру.

Убежден, отсутствие партийного диктата, провозглашенная гласность, ликвидация железного занавеса, появление элементов западного образа жизни в канун развала СССР и тому подобное, имело колоссальное значение во время становления личности школьников, в частности 1975 года рождения. Дальнейший «холодный душ» 1990-х годов, думаем, лишь усилил прагматизм новых поколений. Когорта индивидуумов, познав неповторимый вкус Воли, пройдя сквозь ад советского цинизма и последующую деморализацию уставшего, но не безнадежного общества, не сможет прижиться-ужиться в условиях авторитарных (тоталитарных) то ли порнократических (высказывание взято из: Дзюба І. Порнократія на марші. — К., 2007) режимов. Духовно свободный человек, время доказало, никогда не станет рабом даже с цепями на руках и ногах. На фоне бесправия он будет оставаться, говоря словами Ивана Франко, «вічним революцйонером». Причем, руководствуясь рассуждениями именно рационального сорта, упомянутые «революцйонери» полностью осознают, что только при демократическом порядке возможна самореализация самодовлеющей личности.

Отсюда уместно допустить: в Украине надвигается время прагматизма свободолюбивых граждан. В настоящее время более надежной опоры в государственнической борьбе, по-видимому, нет смысла и искать.

Сергей ХОВРИЧ, кандидат исторических наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ