Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политика и игра

17 января, 2004 - 00:00

Игра — ключевое слово постмодерной эпохи. Игра в литературе, искусстве — фундаментальное, исходное: о ней говорим, анализируя то или иное произведение искусства, или какую-либо современную книгу, написанную в постмодерном стиле. Наконец, игра со зрителем, читателем стала определяющей, господствующей для литераторов, художников, кинохудожников в их творческой деятельности. Подытожив, можем сказать, что постмодерный дискурс всецело построен на игре. Однако эта забава совсем не для всех, а в первую очередь для избранных, посвященных, которые знают правила. Остальное остается за пределами игровой площадки. Метко писал известный испанский философ Х. Ортега-и-Гасет еще о модернистском искусстве, которое «имеет массы против себя, и оно всегда будет иметь их против себя. Оно, по существу, чуждо народу и более того, оно враждебно народу». Или другой постулат уже постмодернистов-литераторов: текст пишется ради текста, при этом форма начинает доминировать над содержанием.

Можно смело сказать, что сегодня украинская политика проводится по подобным принципам: невнимание к народу, нивелирование его интересов и, как следствие, глубокая пропасть между политиками и обществом. Последние события в Верховной Раде (блокировка трибуны) уже в который раз доказывают, что законодательный орган нормально будет функционировать только при условии соблюдения сторонами каких-то эфемерных договоренностей, выполнения обещаний и воплощения своих узкопартийных интересов. Общество и его потребности почему-то не объединяют народных депутатов и не создают «благоприятных» условий для полноценного функционирования законодательного органа. Настоящего же консенсуса парламентариям удалось достичь только под угрозой потери государственного суверенитета, как это было в случае с Тузлой.

Поэтому честной игры или, как говорят, «fair-play», в ближайшее время мы не увидим. Ведь по правилам честной игры должны существовать равные условия и возможности для ее участников: сильное (гражданское) общество, честная и прозрачная власть, совершенная и независимая судебная система.

Игра на международном уровне — самая сложная, она требует максимальной стойкости и последовательности. Прибегая к аналогии с футболом, сегодняшняя ситуация почему-то напоминает симуляцию нарушения правил в штрафной площадке команды-соперника, за которую арбитры преимущественно строго наказывают нарушителей. Ведь любая наша непоследовательность, нерешительность, имитация достижений во внешней и внутренней политике вызывают в Европе, как правило, негативную реакцию. А страдают от этого преимущественно незаангажированные в Большую Игру слои населения.

В статье «Санчо Пансы и Дон Кихоты» («День» №188) Александр Стрелецкий пишет, что «все современные западные политики стоят на плечах гигантов своих предшественников и огромного накопленного опыта. А украинские стоят на голой земле. Даже не просто на голой, а на старательно выжженной. В частности, и геноцидом Голодомора». Украинские политики стоят на голой земле не только из-за геноцида, войны, репрессий, но и из-за того, что между ними и обществом сегодня существует пустота, вакуум. Установление нормальных отношений между властью и обществом может стать залогом нашего прогресса.

А что касается накопления опыта, то здесь можно вспомнить мысль Григория Сковороды, который в письме к своему ученику М. Ковалинскому цитировал античного мудреца Демонакта: «Учись на примерах других, не будешь знать горя». «Если бы мы учились на опыте других, вынося из него полезное нам, — пишет Сковорода, — и если бы мы всматривались в жизнь других, как в зеркало, то значительно меньше касались бы нас слова: опыт — наставник дураков». Согласитесь, над этим стоит подумать.

Игра, какой бы она ни была сложной и запутанной, заканчивается, как правило, всегда одинаково: или победой, или поражением. А балансировать между этими двумя крайностями, надеясь на ничью, дело слабых, которые всегда надеются на призрачный свет в конце тоннеля. В заключении не могу не процитировать известного украинского историка Я. Грицака: «Важно, чтобы наши желания как-то совпадали с нашими осознанными возможностями и осознанной ответственностью за сделанный выбор».

Андрей МЕЛЬНИК, студент Львовского национального университета им. И. Франко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ