Прошло больше года после заявления Президента Украины о необходимости проведения политической реформы. Тогда Президент четко высказался как относительно сущности этой реформы, так и о необходимости ее системного и взвешенного проведения.
За прошедший год, к сожалению, общество не только не увидело «вызревшего» и цельного системного проведения политреформы, но и столкнулось с фактом, что политическая реформа, как и практически все жизненно важные для развития Украины вопросы, фактически переходит в разряд «предмета торга» в Верховной Раде. Возникает вопрос: только ли для депутатов ВР строится независимая Украина? Ведь если ВР станет выбирать нового Президента Украины в 2006 г., что представлялось авторами третьего по счету проекта ПР в качестве некоего компромисса, то вряд ли его реализация будет иной, чем это описала в своем письме Галина Александрова («День», № 150). Неужели наши политики («цвет нации»!) не понимают того, о чем убедительно сказала Г. Александрова: «Очень тонкая субстанция — демократия функционирует только в комплексе всех ее составляющих»?
Ныне стало модно говорить об экономии государственных средств (а по сути, — средств налогоплательщиков) на проведение выборов и содержание нашей, довольно громоздкой, политико-властной системы. Но надо ли «экономить» на выборах Президента, который и при любом раскладе политреформы, и из-за нестабильности политической ситуации, а также с учетом ментальности народа Украины должен быть всенародно избранным главой государства? Вряд ли автор «шокирует» читателей тем, что реальная экономическая эффективность деятельности ВР за 12 лет независимости Украины едва ли выше 20%. Не здесь ли неисчерпаемый источник экономии средств? Так ли, и по тем ли законам мы выбираем ВР? В чем же сущность стратегии развития Украины кроме того, что мы хотим как можно быстрее стать членами ВТО, НАТО и ЕС? Какая может быть стратегия без внутренних системных преобразований?
Парадоксально, но, стремясь в Европу, мы забыли о том, что главным источником благополучия и стимулом государств является гражданское общество. И если Президент и народные депутаты — за системное проведение политреформы, то все законопроекты должны опираться на этот основополагающий тезис. Полагаю, что причиной «равнодушия» к преимуществам гражданского общества в Украине является то, что у нас с 1991 года главный лозунг таков: «Политика только для профессионалов!» Но так ли уж профессиональны наши политики?
Наиболее важным в заявлении Президента о проведении политической реформы было то, что он заострял внимание на необходимости усилить контроль со стороны народа за деятельностью политико-властных структур. А что мы видим в новом согласованном законопроекте? Оказалось, что власть и политику хотят еще более отдалить от народа путем избрания Президента Верховной Радой. А тут еще и потенциальная возможность проведения выборов в ВР по «пропорционалке». В результате «верховодить» развитием Украины будут только партийные и депутатские структуры. Так куда мы придем такими способами? Вряд ли в Европу.
Дело вовсе не в том, что вхождение в Европу требует от нас становления гражданского общества. Этого требует сама стратегия развития Украины. Гражданское самоуправление и реальный контроль за деятельностью структур власти и политиков — это именно то, чего нам катастрофически не хватает и чего почему-то так боятся наши многочисленные партии и депутаты. Надо ли нам ждать очередных упреков со стороны европейских структур перед вступлением в них, или, быть может, мы наконец-то сами решимся создать у нас действенные структуры гражданского самоуправления?
Украинцы — удивительный народ для Запада именно в том смысле, что не так уж давно — в период расцвета Запорожской Сечи — подавали Европе примеры гражданского самоуправления, а название органов самоуправления было тоже сугубо украинское — Громады. Так может, не стоит изобретать «европейский велосипед», а учредить на всех уровнях гражданского самоуправления именно Громады, заменив ими Советы народных депутатов? Сегодня мы ищем в Европе образцы для подражания, а ведь сколько авторитетных европейских политиков многократно говорили нам: «Спасайте себя сами!» И они правы именно в том, что «слепое подражание Европе» еще более удалит нас от нее. Только следуя своим лучшим историческим (да и научным!) традициям, мы сможем не только «войти в Европу», но и вскоре передать ей наш опыт общественных и государственно- структурных реформ, если будем придерживаться принципа системности в проведении политической реформы.
В рамках осуществления политреформы «категорически» стоит вопрос о проведении выборов в ВР только по пропорциональной системе. Не будем сейчас говорить о «зрелости» или «европейскости» наших партий, но следует сказать о том, что такая система выборов не оставит гражданам Украины шансов на представление в ВР, как в высшем законодательном органе управления государством, интересов общественных объединений, а также территориальных общин. Мало того, что представленные в ВР партии, а также стремящиеся к получению такого статуса не имеют, по сути, научно обоснованных идеологий (готов доказать это любому специалисту. — Т.Ф. ), но они еще фактически претендуют на полное представительство «партийных интересов» в ВР и категорически не доверяют «неразвитым» структурам гражданского общества представлять в ВР массы граждан. Как же тогда — в условиях чисто пропорциональной системы выборов — народ сможет реализовать ст. 5 Конституции, согласно которой он является единственным источником власти в Украине? Очевидно, нужен оптимальный баланс между политическими партиями и представителями территориальных общин. И этот баланс у нас уже сложился, но проблема в том, чтобы по мажоритарным округам «проходными» становились кандидаты от Громад, а не от «бизнес-групп».
Все, что необходимо Украине, — это материальный и духовный расцвет ее граждан, а также утверждение в мире в качестве одного из самых развивающихся и авторитетных государств. И надо трезво осознать, что на этом пути у Украины масса препятствий, основные из которых заключены в ее границах. История не знает сослагательного наклонения, и то, что не сделано сегодня, нет смысла объяснять непреодолимыми обстоятельствами. Среди наших политиков, безусловно, много таких, которые хотят видеть Украину процветающей, и такой она реально может стать уже через 5 — 10 лет после проведения системной политической реформы. Поэтому хочется, чтобы эффективную работу по ее проведению они начали «уже вчера».