То, что Украина очень нуждается в инвестициях, аксиома. Но и то, что наша страна — лакомый кусочек для любого инвестора, тоже аксиома. Почему же Украину десятой дорогой обходят инвесторы? Как нашему бизнесмену найти того единственного инвестора, который с удовольствием и знанием специфики предлагаемого бизнес-проекта вложит свои кровные в общее дело?
ПРОБЛЕМА МЕШКА ПРИ БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ
Коррупция — объективная реальность, данная нам в ощущениях. Не примите это за шутку. Дело в том, что «коррупция» — производное от... «инициатива наказуема». Представьте себе прекрасного чиновника, для которого «инициатива наказуема» — непреложный закон. Может он не тормозить деловую инициативу? Команду «обеспечить страну инвестициями» чиновник понимает как «вырвать побыстрее солидный куш». Рвение исполнительства настолько велико, что клерки ничего вокруг не замечают. Им чуждо понятие процесса. Поэтому единственный вид инвестиций, который они в состоянии осмыслить, — это кредит. Тут для них все просто: получил кредит — трать. Куда, зачем, из каких средств возвращать? Это их совершенно не волнует. В итоге несчастного инвестора не только ограбили, но еще и кинули. Он, напуганный таким приемом, шапку в охапку и… бежать. Именно в этом кроется большая опасность. Ведь мало того, что этот инвестор сбежал, он еще двадцати потенциальным инвесторам скажет: не ходите туда — грабят.
Главная ошибка, которую допускает инвестор, приезжая в нашу страну, — желание побыстрее попасть в высокие чиновничьи кабинеты. Он не понимает, что наличие нормальных законов еще не гарантирует нормальных отношений. Да, если ты сумел начать свой бизнес в нашей стране, законы тебя защитят от произвола. Но поскольку закона, защищающего знакомство с «денежным мешком при большой дороге», не существует, его просто грабят.
Чтобы избежать этого состояния, американцы еще до войны использовали так называемый «метод ползучей экономической экспансии». В чем он заключается? Необходимо ознакомиться с законодательством страны, найти на нижнем уровне сферу интересующей деятельности и, с небольшим уставным капиталом, при участии местного компаньона, открыть совместный бизнес. Постепенно наращивая свое присутствие, несложно добиться желаемого объема предприятия. Когда чиновники это обнаружат, будет уже поздно. Ты не ничейный «мешок при большой дороге», а законная деловая структура. Конечно, клерки всегда будут стараться ограбить! Но уже не те клерки и не так бессовестно, а — «цивилизованно», как везде.
Способ «ползучей экономической экспансии» весьма перспективен для мелкого и среднего бизнеса. Чем он хорош? Таких проектов может быть очень большое количество, и они способны улучшить, в достаточной степени, экономическую ситуацию в стране.
Более крупные проекты, естественно, не могут быть реализованы этим методом. Как же достигнуть того, чтобы крупные проекты не блокировались чиновничьим произволом? Беда ведь в том, что этот произвол продолжается даже при наличии достаточно прозрачного и полного инвестиционного законодательства!
НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД
Итак, чтобы на начальной стадии не попасть в лапы чиновников, необходимо найти достойного компаньона, не обращаясь в государственные структуры. Как?
Крупные инвестиционные компании развитых стран являются членами Международной торговой палаты, МТП (International Chamber of Commerce, ICC), и через ее национальные комитеты ведут поиск инвестиционных программ. Национальные комитеты МТП не занимаются лоббированием интересов одной из сторон либо создаваемого ими бизнеса перед государством. Этим иногда грешат государственные чиновники и политики, а ICC — общественная организация. Цель МТП — обеспечить деловое партнерство. Эта глобальная негосударственная организация участвует в выборе возможного партнера, обеспечивает его надежность, информирует участников о специфических интересах, слабых и сильных сторонах их будущих компаньонов. Компаньоны доводят заочные отношения со своими будущими партнерами по бизнесу до необходимости деловых встреч. В итоге члены делегаций, приезжая в страну, не бродят по коридорам, полным незнакомых людей, а встречаются со своими компаньонами. К моменту встречи уже проведена основная часть работы, и встреча, чаще всего, заканчивается принятием решений.
Члены Национальных комитетов МТП обеспечиваются всей необходимой юридической информацией. Юридические службы ICC предостерегают компаньонов от возможных незаконных действий, обеспечивают аудиторскими услугами.
При Национальном комитете каждой страны есть и такая структура, как Третейский суд. Государственные суды руководствуются государственным законодательством, они не способны решать споры, возникающие между деловыми партнерами. У них нет для этого ни правовой базы, ни полномочий. Третейские суды ICC рассматривают споры, не имеющие отношения к государственным правовым нормам, и способствуют установлению нормальных партнерских отношений между участниками бизнеса.
Поскольку у нас в Украине уже существует нормальное инвестиционное законодательство, то с 14 августа 1998 года в стране функционирует Украинский национальный комитет МТП. Теперь и наши инвестиционные проекты через этот комитет могут быть представлены в ICC.
Мне могут возразить: ведь все равно придется идти в государственные структуры за регистрацией, выделением земель и прочими государственными благами. Конечно! Но уже в качестве инициатора, владеющего проектом, организацией и финансами. А это не ничейный мешок, а проект мощной международной структуры, которая по своему влиянию может, в ряде случаев, быть даже сильнее государства.
ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
Существуют такие мощные инвестиционные проекты, которые без серьезных политических решений в принципе не могут быть реализованы. Примерами таких проектов служат: создание новых отраслей энергетики, трансконтинентальных транспортных коридоров и другие, способные кардинально изменить не только экономическую, но и политическую ситуацию в стране, а также и ее геополитическую роль. Это многоотраслевые программы, требующие привлечения больших природных ресурсов страны, долгосрочных временных гарантий государства. Пробовать поднять такую программу любому предпринимателю, даже при поддержке ICC, практически невозможно. Это уровень правительства. А правительство обойти свой же чиновничий аппарат не может, и коррупция не позволяет в темпе и конструктивно решать новые, еще не проверенные практикой других (на чьих ошибках обычно учатся), задачи. Вот и приходится политикам выдумывать всевозможные отговорки, дабы отвлечь наше внимание от того, что государственный аппарат — самый непредприимчивый организм страны.