Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Правда и ложь об украинском национализме

4 февраля, 2005 - 20:55

Мы живем в мире сложившихся понятий и определений, зачастую неверных, а иногда откровенно ложных. Так случилось и с понятием «национализм». Бесчестные и беспринципные кремлевские идеологи на протяжении семи десятилетий при помощи мощнейшей пропагандистской машины «перемалывали» наши мозги до нужного им состояния — для усвоения внушаемого этими «глашатаями» тоталитарного способа мышления. С подачи господствовавшей в СССР идеологии понятие «национализм», начиная от «Краткого политического словаря», школьных учебников и «Большой советской энциклопедии» и заканчивая провинциальными газетами, стало синонимом понятий «нацизм» (здесь и сходство звучания) «шовинизм», «фашизм». Схема примитивная и простая, а поэтому для люмпенизированного обывателя весьма понятная: человека, любящего свою нацию, государство, т.е. патриота, называют националистом, а национализм — по их понятиям — это нацизм, фашизм. Как говорится, диагноз поставлен...

Один из великих публицистов и философов прошлого века Дмитрий Донцов так говорил об этом стремлении имперской идеологии: «Вызывая из давнего прошлого свои национально-традиционные силы, Москва старается одновременно опошлить наши. Самые лучшие традиции, традиции воинственности и владычества, патриотизма старалась она показать смешными, омерзительными и под позорной печатью шовинизма, фанатизма, ретроградства, отсталости» (Дм. Донцов, «Дух нашої давнини», Дрогобич, —1991).

Так что же такое национализм?

«Первоначально слово национализм принадлежало к английской политической терминологии, где оно обозначало стремление ирландцев к автономии» («Энциклопедия Ефрона — Брокгауза», С.- Петербург, — 1897). Позже оно приобрело смысл более широкий. Термином «национализм» стали называть целую идеологию.

Вот как пишет о национализме выдающийся философ ХХ века Николай Бердяев: «Национализм есть положительное благо и ценность, как творческое утверждение, раскрытие индивидуального народного бытия» (Н. Бердяев, «Судьба России», М., —1990. — С.93). Предвосхищая истинную сущность интернационализма, Н. Бердяев еще в 1918 г. писал: «Денационализация, проникнутая идеей интернациональной Европы, интернациональной цивилизации интернационального человечества, есть чистейшая пустота, небытие. Ни один народ не может развиваться вбок, в сторону, врастать в чужой путь и чужой рост. Между моей национальностью и моим человечеством не лежит никакой «интернациональной Европы», «интернациональной цивилизации».

Еще В. Ленин, надо отдать ему должное, усмотрел в национализме непреклонного противника осуществления своих идей и намерений установить во всем мире единую социалистическую, а потом — коммунистическую систему. Со свойственной ему категоричностью он тут же расставил все по «своим» местам: «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримых враждебных лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям». (В. Ленин, «ПСС», т. 24). Не будем оспаривать «вождя мирового пролетариата». История уже поставила все точки над «і». То, что коммунисты свои болезни приписывают другим, присуще как раз практике их интернациональной политики, вылившейся в шовинизм, в этноцид по отношению к целым народам, в захват чужих территорий, словно в насмешку, называемый освобождением.

ХХ век, кроме всех приписываемых ему эпитетов, стал веком крушения империй и колониальной системы. Отсюда национализм, как идеология, зиждущаяся на истинном патриотизме, стал идеологией национально-освободительных движений во всем мире. Такова историческая роль и украинского национализма. Но он, являясь идеологией национально сознательной части украинского народа, чья мораль и духовность построены на принципах христианства и общечеловеческих ценностей нашей цивилизации, не замыкается на своих собственных проблемах и целях. Уже в преамбуле «Программы ОУН», принятой в ноябре 1943 года, провозглашается: «Организация Украинских Националистов борется за то, чтобы каждая нация жила свободной жизнью в своем собственном государстве, за полное право национальных меньшинств развивать свою собственную по форме и по содержанию национальную культуру, за равноправие всех граждан Украины, независимо от их национальностей, в государственных и общественных правах и обязанностях, за равные права на труд, заработную плату и отдых».

Украинские националисты понимали, что с тоталитарной империей не будет покончено до тех пор, пока хоть один народ, одна нация будет в ее смертельных объятиях и будет питать ее организм. Поэтому украинскими националистами осенью 1943 года был инициирован и создан Антибольшевистский Блок Народов (АБН), объединивший представителей борющихся порабощенных коммунистическими режимами народов. Тогда в составе Украинской Повстанческой Армии (УПА) бок о бок с украинскими повстанцами боролись против национал-социалистической Германии и большевистского СССР представители других национальностей. Вот почему коммунистическая империя так боялась украинского национализма и в глазах простых людей делала его жупелом и средоточием всех зол. Она видела в росте национально-освободительных движений свой неотвратимый конец. На этот раз она не ошиблась — Советский Союз рухнул.

И сейчас радетели советской тоталитарной империи, спасая свое реноме, подкидывают нам версию, что, мол, «великую страну развалили «беловежские каины» — Ельцин и Кравчук с Шушкевичем». Как бы не так! Словно о крахе СССР, знакомый нам со школьных лет писатель Дмитрий Фонвизин, автор «Недоросля», еще в девятнадцатом веке писал: «Вдруг все устремляются расторгнуть узы нестерпимого порабощения. И тогда что есть государство? Колосс, державшийся цепями. Цепи разрываются, колосс упадает и сам собою разрушается» (Д. Фонвизин, «Сочинения», —1992).

Из наследия прошлого наиболее живучим оказалось предубеждение, сфабрикованное еще в недрах бериевского НКВД и распространяемое по сей день бывшими чекистами-карателями: «Бандеровцы убивали наших людей». Вот текст одной из листовок тех лет: «Красноармейцы! Украинские повстанцы не борются против Вас, а лишь против НКВД, НКГБ, сталинских агентов из партии и администрации! Да здравствует свобода народам и человеку!» (Л. Шанковський, «Історія Українського війська). Следует сказать, что воины УПА, отличавшиеся не только дисциплиной, но и высокими морально-нравственными качествами, неукоснительно придерживались этих принципов. Для того, чтобы лишить украинских повстанцев поддержки своего же народа, уже в послевоенное время над мирным населением «под видом бандеровцев вершили террор агенты НКВД». («Високий замок» від 12.11.1991 р.). Такие факты расправ над мирным населением переодетыми под повстанцев чекистами подтверждены показаниями свидетелей, а также признаниями отдельных преступников, раскаявшихся на склоне лет и проживающих в тех краях. В докладной записке на имя первого секретаря ЦК КП(б)У Никиты Хрущева о таких провокациях пишет военный прокурор войск МВД Кошарский еще в феврале 1949 г («Флот Украины» от 20.03.1993 г.). Как видите, несостоятельной оказалась и эта ложь.

Еще украинских националистов обвиняют в измене «нашим общим славянским корням», в «самостийничестве», «сепаратизме». На сей счет послушаем человека, которого в любви к Украине и ненависти к России не заподозришь. Борис Савинков, политический деятель, военный министр во Временном правительстве А. Керенского в 1917 г, а до того организатор многих террористических актов дореволюционного времени, один из руководителей антибольшевистских мятежей, русский писатель, патриот, мужественный и честный человек писал: «Если бы я был украинцем, если бы я видел в Москве всегда и при всех режимах одно и то же непризнание моей свободы, одно и то же отрицание моих естественных прав, я бы, конечно, отделился от Российского государства, я бы, конечно, стал самостийником».

Украинских националистов также обвиняют в русофобии. В статье О. Горнового «Наше отношение к российскому народу», опубликованной в «Летописи Украинской Повстанческой Армии», говорится: «Наше отношение к российскому народу ничем не отличается от нашего отношения ко всем другим народам. Оно исходит из основных наших идейно-политических принципов: Воля народу! Воля человеку! Мы хотим строить свою жизнь в нашем самостоятельном государстве в тесном сотрудничестве со всеми народами».

Вот как определил Третий Чрезвычайный Большой сбор ОУН свое отношение к России и ее народу, как говорится, в обозримом будущем: «ОУН считает, что Российское государство должно находиться в пределах этнографических границ российского народа. С российским народом, который не будет выступать против национально-освободительной борьбы украинского народа, с российским народом, который не отстаивает империализма, борется за уничтожение своих империалистических клик, — с таким народом российским мы стремимся теснейшим образом сотрудничать и сегодня, и в будущем».

В заключение процитируем слова нашего современника, поэта и исполнителя собственных песен Булата Окуджавы: «Национализм — это не плохо. Шовинизм — это страшно, а пристрастие к своей национальной культуре, к своей крови — что ж, на здоровье, и в цивилизованном обществе такой проблемы вообще нет. А у нас в проблему превращается все» («Собеседник», М., янв. 1992).

Вот таковы правда и ложь об украинском национализме.

Леонид ВОЛОШИН, Ялта
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ