После этого рассказа мне вспомнился случай, который произошел этим летом и свидетелем которого я оказался.
Новенький, сияющий, шикарный серебристый «Мерседес» лихо обогнал скромного «четыреста двенадцатого», не включая сигнала поворота, нырнул вправо и резко затормозил. Взвизгнула от напряжения резина, и почтенного возраста «Москвич» остановился в нескольких сантиметрах от дорогой иномарки. Видимо, не желая связываться с теми, кто сидел в иномарке, водитель «Москвича», постояв несколько секунд, включил левый поворот и начал объезжать иномарку. Но в это время иномарка, снова не включив сигнал поворота, с места рванула влево и резко остановилась, подставив «Москвичу» свой дорогой бок. Иномарке снова «не повезло» — водитель «Москвича» успел затормозить и после двукратно не удавшейся подставки дорогая иномарка резко стартовала и на большой скорости удалилась.
Все это происходило в нескольких шагах от меня, но я был настолько поражен наглостью и цинизмом водителя иномарки, что даже не обратил внимания на номер машины. Я не знаю причины происходящего: то ли обитатели иномарки перегрелись на солнце, то ли много выпили минеральной воды, то ли излишне надышались свежим воздухом, то ли просто имели какие-то виды на квартиру и другое имущество водителя «Москвича»? В любом случае Бог им судья, и какое им за это в будущем будет наказание — одному Богу известно.
А теперь представим себе, что описанный случай произошел бы ночью, на безлюдной улице, без свидетелей и водитель «Москвича» не смог бы вовремя затормозить и «въехал» бы в дорогой багажник шикарной иномарки. Как вы думаете, кого признают виновником дорожно-транспортного происшествия? Исторически так сложилось, что виновником признают, как правило, того, кто «въехал». А это создает прекрасную основу для такого отвратительного явления на дорогах как подставка. Этот вид преступного бизнеса особенно опасен, поскольку фактически является покушением на жизнь и здоровье граждан, а потенциальная жертва делается виновником происшествия.
Безусловно, доказать умысел в действиях того, кто подставляется, очень непросто. Гораздо легче обвинить жертву в несоблюдении дистанции, невнимательности и т.п., а действиям водителя автомобиля, в который «въехали», не всегда дается адекватная оценка. Например, при рассмотрении материалов одного дорожно-транспортного происшествия, к которому я был непричастен, я обратил внимание дознавателя, что действия водителя очень дорогой иномарки фактически создали все условия для ДТП, а сам водитель в данной ситуации нарушил по крайней мере шесть пунктов Правил дорожного движения. Мое замечание вызвало бурю негодования у дознавателя, а виновником происшествия был признан молодой парень, который в данной ситуации не успел затормозить. Когда я более детально анализировал ситуацию с выездом на место ДТП, то понял, что события, случайно или не совсем случайно, развивались так, что уйти от столкновения он не мог.
Возникает закономерный вопрос: как бороться с подставками? Проанализировав Правила дорожного движения и другие законодательные акты, я пришел к выводу, что даже в рамках действующего законодательства можно не только бороться с подставками, но и искоренить это явление. Правила дорожного движения очень четко регламентируют поведение водителя на дороге, и невозможно подставиться, не нарушив Правил. А поскольку Закон не предусматривает возмещения ущерба в случае, если пострадавший своими действиями или бездействием сам способствовал возникновению ситуации, в которой нанесен ущерб, то ликвидируется экономическая основа такого вида преступления как подставка.
После того как дела по ДТП начали рассматриваться в судах, появились дополнительные возможности борьбы с подставками. Если суд будет направлять материалы дела, где присутствует значительный материальный ущерб, на экспертизу в экспертно-криминалистический центр при МВД Украины на предмет получения заключения о действиях всех участников происшествия и их соответствии Правилам дорожного движения, такое явление как подставка исчезнет с наших дорог, поскольку специалисты-профессионалы Центра не позволят преступникам обвести себя вокруг пальца, а миллионы честных водителей, которые ежедневно садятся за руль своего автомобиля, скажут за это экспертам спасибо.