Тема «архитектурных экспериментов» в столице неоднократно освещалась на страницах «Дня». И наши с вами усилия дали определенный результат. Было прекращено строительство фитнесс-центра под стенами Софиевского собора. Жители ряда киевских микрорайонов, объединенные в инициативные группы, толчок к созданию которых, по признанию самих читателей, дали публикации «Дня», добились прекращения надстройки мансард в своих домах и строительства увеселительных заведений в зонах отдыха и на детских площадках. Однако строительный бум, особенно в центре Киева, не угас. При этом новоявленные «модернисты от архитектуры» абсолютно не задумываются над последствиями своих действий, страдать от которых придется нам с вами. Например, никто не просчитывает пропускную способность центральных улиц, и уже сейчас потоки автомобилей, направляющиеся к многочисленным бизнес-центрам, создают огромные транспортные пробки. Поэтому газете еще не раз придется возвращаться к этой теме. А публикуемое сегодня письмо Галины Александровой из Мариуполя свидетельствует, что проблемой сохранения историко-архитектурного облика столицы озабочены не только киевляне.
Застройка историко-культурной части Киева «небоскребами» и другими архитектурными монстрами приобретает катастрофические масштабы. Уничтожаются уникальные памятники истории, неповторимые садово- парковые ландшафты. На глазах уродуется лицо одного из красивейших городов Европы. Протесты киевлян, ведущих архитекторов, искусствоведов, всех, кому небезразлична судьба Киева — игнорируются. Каждому человеку, даже не посвященному в тонкости архитектурной премудрости, понятно, что в историческом центре любого города строительные работы должны быть направлены на сохранение и реставрацию памятников архитектуры, исторической и культурной среды, которая не менее важна, чем экологическая. А здесь речь идет о Киеве, об истоках, о национальных святынях.
Публикация материала «Продолжается «уплотнение» центра столицы» («День» от 27 января этого года) прозвучала очередным сигналом «SOS» против наступления строительной гигантомании. Создается впечатление, что столичные власти пытаются сделать из Киева второй Нью-Йорк. Но то, что подобает городу, построенному пионерами, открывшими для себя новую землю, в древнейшем Киеве имеет вид архитектурного провинциализма в наихудшем смысле этого слова. Фактически Киев перестраивается в Нью-Васюки.
Представленная читателям фотография проекта «небоскреба» по улице Бассейной, который, по мнению Сергея Бабушкина, вызывает чувство зависти у его критиков, на самом деле производит совсем другое впечатление. Лично для меня восприятие «тридцатиэтажки» воплощается в одном слове — «ужас». Не с точки зрения несовершенства самого проекта, а от того, что такие сооружения в центре города кроме многочисленных неудобств для киевлян будут выполнять функцию «пугала» для туристов. Кроме того, возникает чувство неловкости за то, что новые проекты и застройки имеют характер псевдоархитектурного нашествия, колонизации. Против воли жителей столицы, не считаясь с мнением специалистов и общественности, заповедные места Киева уродуют инородными сооружениями. Невозможно себе представить, чтобы в Афинах возле Парфенона могли начать строить фитнесс-центр или небоскреб. София Киевская для Украины и для Европы такая же культурно- историческая святыня, как и древнегреческий Парфенон.
Если «украшение» Киева псевдоархитектурой связано с его столичным статусом, то почему бы ради сохранения города-легенды, города-сада не построить новую, административную столицу? На таком строительстве неисчерпаемая творческая энергия почитателей «небоскребов» приобрела бы конструктивное содержание.