Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Путь домой

Как друзья реализовали завещание Тараса Шевченко
28 мая, 2020 - 16:54

Нельзя было не заметить интересную статью Лидии Купчик «Пусть начнется весна в общественной мышлении» («День», 2020, 8—9 мая) — о датах мая, которые следует отметить ... Я бы хотел в связи с этим продолжить в газете разговор по случаю одного незабываемого события мая 1861 года, когда гениальный сын украинского народа, его Апостол, Кобзарь и Пророк вернулся в Украину уже навсегда и навеки слился с родной землей в соответствии с заветым Тарасовым словом. Согласитесь, перевозка из Петербурга гроба с телом Т. Шевченко для захоронения в нашей земле стало действом несомненного исторического значения.

В имперской России власти долгое время не давала «добро» на перезахоронение в Украине Шевченко, который при жизни выступал против национального и социального угнетения украинского народа со стороны царского самодержавия. Оно и понятно, ведь тогдашние российские власти не могли быть равнодушными к Шевченко, в своих далеко не праведных деяниях они пытались унять, смягчить, приглушить его шумное, бунтарское, протестантское, огненное слово, или же абсолютизировать ту или иную, возможно, и доминирующую, грань отношения кобзаря к миру, Правде и Лжи, Истине и Справедливости, Добру и Злу.

И когда холодной зимой, в трескучие февральские морозы великий сын Украины скончался в Петербурге, власти сразу же стали препятствовать, чтобы он вернулся к своему народу на землю, по которой ходил маленькими босыми ногами и засевал словом.

Действительно ли это так? Давайте разберемся.

Позволю себе сослаться на обстоятельное исследование ведущего знатока в области украинского некрополеведения. Известный киевский писатель, доктор философских наук, профессор Виктор Жадько создал уникальные по своей значимости исторические фотоилюстрованные справочники — «Байковий некрополь» (2004), «У пам’яті Киева» (2005) и «Український некрополь» (2005).

Как подчеркивает в предисловии к книге «Український некрополь» один из, пожалуй, самых авторитетных отечественных интеллектуалов Иван Дзюба, это мемориальное издание по сути «и будет своеобразным «Некрополем выдающихся украинцев «, вопрос о создании которого уже не раз выносился общественностью на рассмотрение в нашей прессе ... «Ухода и почитания, — пишет по этому поводу академик И. Дзюба, — требуют все могилы — это важная составляющая общей культуры нации. Когда же речь идет о могилах тех, кто оставил длинный след в истории нации, культуре, искусстве, то признание их — это еще и акт самоуважения, самопризнания и самоутверждения нации, ее консолидации». Очень хотел бы, чтобы предложенная статья способствовала всестороннему пониманию именно этой истины.

Вот что в этой своей книге В. Жадько рассказывает о жизни Тараса Шевченко в Петербурге, его смерти, похоронах и нелегком процессе организации перезахоронения в Украине, осуществленном друзьями Шевченко (сокращение текста, а также разделение его на отдельные части осуществлено мной. — Ю. К.).

РАЗРЕШЕНИЕ ПОЛУЧИЛИ ЧЕРЕЗ ДВА МЕСЯЦА

«... Семнадцать лет жил и творил в Петербурге Великий украинец — Тарас Григорьевич Шевченко, тут же, далеко от родной украинской земли, и умер. Это произошло за полчаса до шести утра 26 февраля (по новому стилю — 10 марта) 1861 на Васильевском острове в доме императорской Академии художеств. Вызванный М. М. Лазаревским врач Эдуард Бари подтвердил скоропостижную смерть из-за хронической болезни — расстройство печени и сердца.

Тело Т. Шевченко после короткой панихиды было перенесено в академическую церковь. Вечером друзья собрались в доме М. Лазаревского, чтобы посоветоваться, как увековечить память поэта. Решено было перевезти его прах в Украину, установить памятник, основать школу его имени, издать произведения и биографию и выполнить другие мемориальные мероприятия. Была открыта подписка на увековечение памяти Т. Г. Шевченко...

28 февраля в академической церкви отслужили панихиду. Речи произнесли П. Кулиш, В. Белозерский, Н. Костомаров, поляк В. Хорошевский. Стихи, посвященные памяти великого Кобзаря, прочли А. Афанасьев-Чужбинский и П. Таволга-Мокрицкий, автор слов песни «Зелененький барвіночку, стелися низенько».

После панихиды и речей духовенство хотело закрыть гроб, но все решительно отказались. Друзья поэта, студенты несли открытый гроб к могиле на Смоленском кладбище, к тому месту, где когда-то Т. Шевченко любил посидеть, рисуя лопухи и деревья, где он бывал еще смолоду со своими товарищами — В. И. Штернбергом и К. И. Иоахимом. В многолюдной похоронной процессии шел почти весь университет и Академия искусств.

Среди участников похорон были Н. Некрасов,  Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, П. Кулиш, Н. Костомаров, М. Михайлов, Л. Жемчужников, И. Панаев, А. Пыпин, А. Нечипоренко. На кладбище с прощальными словами выступили Ф. Хартахай и М. Курочкин. Похоронили Тараса Григорьевича Шевченко с лавровым венком на лбу, в дубовой гробу, который вставили в дощатый ящик, покрытый изнутри свинцом. 58 дней тело Кобзаря лежало в земле Смоленского кладбища, к которому ежедневно шли петербуржцы и приезжала передовая интеллигенция со всех уголков империи.

Еще в день смерти Т. Г. Шевченко, по его поэтическому завещанию, друзья решили перевезти прах поэта в Украину. Разрешение было выдано в апреле 1861 года «.

ПРОЩАНИЕ В РАЗНЫХ ГОРОДАХ

«26 апреля гроб Тараса Шевченко выкопали из земли в присутствии близких друзей и знакомых поэта, вложили в другой, свинцовый, обитый в углах железом и в двух местах стянутый железными обручами. Поставили гроб на специальные дроги, а П. Кулиш покрыл его красной китайкой. Прощальное слово произнес Н. И. Костомаров.

Многолюдная траурная процессия прошла по Петербургу: по Васильевскому острову, Невскому проспекту до Московского вокзала. На Украине Великого поэта сопровождали А. Лазаревский и Г. Честаховский.

В Москву тело Шевченко перевезли по железной дороге: 27 апреля поставили в Тихоновской церкви на Арбате. Проститься с украинским поэтом приходило много москвичей — ученых, писателей, актеров, художников, студентов.

Затем в Украину на тех же дрогах, запряженных лошадьми, гроб Тараса Григорьевича везли почтовым трактом через Серпухов — Тулу — Орел — Волобуев — Кошелевку — Дмитревку — Севск — Эсмань — Глухов — Кролевец — Батурин — Борзну — Нежин — Козелец — Залесье — Бровары и в Киев. Везде похоронную процессию встречало и провожало много людей.

6 мая в 7 часов утра похоронные дроги прибыли в Бровары. Много людей пришло проститься с Тарасом к Троицкой церкви, где стоял гроб с Кобзарем.

Затем направились к Никольской Слободке, где нужно было ждать разрешения на въезд в город. Пока не получили разрешение, гроб Поэта стоял на Подольской набережной, у Башенных ворот.

Когда в Киеве стало известно, что из Петербурга привезли гроб Кобзаря, сошлись многочисленные поклонники Поэта, особенно молодежь. Лошадей распрягли, и студенты сами повезли дроги с Великим Украинцем. Имея распоряжение, гроб поставили в церкви Рождества на Подоле.

Тем не менее еще не было окончательно решено, где же будет похоронен Поэт. Варфоломей Шевченко, еще до прибытия покойника в Киев, имел намерение похоронить троюродного брата на Щекавицком кладбище, где уже выкопали могилу. Однако между участниками похорон возникли разногласия относительно самого места погребения: одни предлагали похоронить на Аскольдовой могиле, другие — в Выдубицком монастыре. И все же наибольшую поддержку имело мнение навечно положить прах Кобзаря в Каневе на высокой горе, где Тарас Григорьевич мечтал построить дом и поселиться навсегда. Такой была и воля поэта, высказанная еще в «Заповіті».

СВЯТАЯ МОГИЛА ВОЗЛЕ КАНЕВА

«7 мая к церкви Рождества пришли тысячи киевлян, а в 16 часов гроб вынесли, и многотысячная процессия двинулась к пароходу» Кременчуг», стоявшему у Цепного моста. Ход время останавливался, народ слушал прощальные слова выступавших — А. И. Стоянова, В. Б. Антоновича, М. П. Драгоманова, М. К. Чалого.

8 мая в 7 утра пароход с гробом Т. Г. Шевченко отчалил от киевской набережной и поплыл в Канев. Покойника сопровождали: его братья Никита и Иосиф с женами, сестра Ярина, И. Сошенко с семьей, М. Чалый, А. Лазаревский, Г. Честаховский, В. Забила, Н. Лысенко, М. Старицкий, несколько студентов Киевского университета, среди них — Тадей Рыльский, будущий отец поэта Максима Рыльского.

9 мая в 4 часа дня пароход прибыл в Канев, гроб поставили в Успенской церкви, а 10 мая состоялась многолюдная панихида. Затем гроб поставили на казацкий воз, накрыли красной китайкой, а вместо волов впряглись студенты и селяне и двинулись к месту захоронения. Девушки ломали с деревьев ветки и устилали ими путь Кобзарю ....

Над могилой произнесли четыре речи, один из выступавших сказал слово «от белорусской народности». М. Максимович прочитал свое стихотворение, посвященное памяти Поэта.

10 мая в 7 часов вечера Тараса Григорьевича Шевченко похоронили на Чернечей (теперь Тарасовой) горе возле Канева.

Сначала эта могила имела вид степного холма. На том месте соорудили кирпичный свод, насыпали два яруса земли и обложили камнем. Могилу сначала увенчивал дубовый крест, а уже в 1884 году за народные пожертвования сделали чугунный.

Тогда же построили дом для смотрителя, светлица которой стала, собственно, первым шевченковским музеем ...  В 1897 г. здесь создали книгу впечатлений. За более чем столетний промежуток времени у святого места в Каневе в разные годы побывали тысячи известных личностей мира...

1923 чугунный крест заменили отлитым из того же металла бюстом Тараса Шевченко... Еще через 16 лет могила Кобзаря приобрела знакомый нам современный вид. Над двухъярусной насыпью высотой 6,5 метра поднялся лабрадоритовый постамент, достигающий 7,5 метра. На нем возвышается 3,5-метровая бронзовая фигура Поэта. Произошло это событие в 1939 году. Тогда же был открыт литературно-мемориальный музей...».

ОБРЕЧЕННЫЙ ЛЮБОВЬЮ

Я верю и надеюсь, что все это найдет отклик прежде всего в сердце украинца. И не только украинца. Познавая эту историческую реальность, читатель неизбежно «погрузится» в течение процесса организации перезахоронения гениального поэта и убедится, как мудро друзья Кобзаря поступили, устроив перевозку, несмотря на значительные трудности, тела Тараса Шевченко на вечный покой в ??Украину. Потому что истинная ценность сделанного ими, по Гегелю, это и этическая субстанция, «где дух встречается с духом» и где достигается единство «самоосознанного духа с собой ...»

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ