Конец августа в Ривном — это ряд разноаспектных мероприятий, которые объединяют историко-политический и развлекательно-просветительский сегмент. Не стал исключением и этот год, особенностью которого является только человеческий фактор, то есть группа участников, которая «раскрашивала» культурное пространство.
Очерчу лишь его направления: гала-концерт фестиваля «Бурштинове намисто». Презентация I тома историко-публицистической трилогии «ПДМ: Вчора. Сьогодні. Завжди» и его приложения «ПДМ: Вчора. Сьогодні. Завжди», фестиваль-ярмарка «Бульба-Фест». Мощный блок мероприятий для ценителей древности: Парк исторической реконструкции «Городище Оствиця», международный турнир «Лучники усіх часів» и, наверное, самое главное событие — традиционный международный фестиваль джазового искусства Аrt jazz, воплощенный с помощью VІІ Международной резиденции джазовых музыкантов и исполнителей фольклора ART-JAZZ-School 2021» (Институт искусств гуманитарного университета и ПДМ), проведенный при поддержке Украинского культурного фонда. Мероприятие предусматривало и широкую программу по неформальному музыкальному образованию, цель которой — расширить представление о сущности этой музыкальной практики.
И хотя просмотр интернет-афиш и выступлений этих групп, широко представленных в сети интернет, свидетельствует, что сегодня им еще недостает элементарных вещей как в оформлении собственной презентации, так и тематической составляющей исполнения, впрочем, все это, надеюсь, будет быстро преодолено в процессе уже следующих импрез с профессиональными менеджерами при помощи соответствующих мастер-классов, направленных на ряд профессиональных составляющих: культура высказывания, аргументация позиции и тому подобное. Но эти выступления удостоверяют главное: в Украине есть оригинальный культурный продукт, который имеет яркое содержание, форму и искреннее желание участников — его носителей — позиционировать в отечественном (для изменения национальных стереотипов в художественном образовании, психологии восприятия) и зарубежном (для самоутверждения страны) культурном пространстве. Поэтому именно с помощью таких мероприятий происходит эволюция ценностного ряда как самих украинцев, так и в отношении к Украине мирового содружества, поскольку эта специфическая форма народной дипломатии способна эффективно решить немало вопросов, которые почти не решаются из-за определенных идеологических догм, заскорузлости мышления политического истэблишмента, недостатка у него профессиональных компетенций и харизматичности, крайне нужных в ведении межгосударственного диалога, знания, умения и желания позиционировать собственные культурные достижения и тому подобное.
На сцене международного джазового фестиваля ART JAZZ-2021 продемонстрирован результат поиска новых джазовых форм звучания традиционного аутентичного фольклора Полесья, воплощенного в художественном продукте, созданном во время этой образовательной резиденции.
Акцентируя внимание на рассмотрении особенностей восприятия этого вида искусства, отмечу, что эта музыка, по крайней мере, при свыше 10-летнем факте проведения международных фестивалей в Ривном и Луцке, засвидетельствовала широкую импровизационную основу и в форме их проведения: выступления самых известных джазовых музыкантов (Н.Катамадзе, К.Пурцаладзе, О.Баковский) всегда сопровождали или Квик Пек (импровизационный рисунок во время выступления музыканта) (Ю.Журавель), или игра на старинных национальных музыкальных инструментах (А.Ляшук), «Джазовое кино», мюзикл «Вестсайдская история» (автором которого является американец ривненского происхождения Л.Бернстайн) в интерпретации симфонического оркестра Вrеvіs (Г.Фиськов) и украинско-израильского пианиста-виртуоза Майка Кауфмана-Портникова, «Бродвейский театр», что вносило соответствующий просветительский сегмент в восприятие этой музыки и расширяло, так сказать, историю этого вида исполнительства. И это составляет сегодня мощную «галерею джазового интеллекта», ведь комплекс влияния на общественное сознание там был настолько значительным, а результаты выступления музыкантов, по их же отзывам, выраженными по завершении мероприятий в традиционно популярном Джем-клубе в заключительном jam-session, настолько непредсказуемыми и яркими, что провести любую корреляцию относительно эмоционального влияния на слушателя в других видах искусства фактически невозможно. То же самое можно утверждать и относительно восприятия этой музыки в Замке Любарта (ведь фестивали проводятся одновременно в Ривном и Луцке. При этом антураж ночного средневекового замка влияет на восприятие произведения еще глубже). В то же время в Ривном, к примеру, демонстрировали собственное искусство импровизации С.Кондратив, В.Попадюк (скрипка) и не менее талантливые исполнители «органного» направления (Б.Котюк, О.Мацелюх) или хоровая Академическая капелла «Орея», имея благодатных поклонников, но такого психологического влияния их выступления не могли иметь, исходя из предложенной музыкальной формы.
Поэтому 30-летний опыт развития страны засвидетельствовал, несмотря на ряд известных проблем, и новый культурный феномен, а именно: пробуждение художественной интеллигенции, которая и предлагает заметные изменения в стране, начав с просветительского аспекта. И ее нужно лишь поддержать.