Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Разъединенное единство

27 января, 2007 - 00:00

Любить ближних — труднее всего. Потому что слишком много общего, которым тяжело делиться. Монополизировать Бога, схватить Его за бороду и втиснуть в только свой единственно правильный обряд — архибольшой соблазн.

Образно это: Господь держит на своей деснице нескольких различных представителей веры, наклоняется к ним и говорит: «Дети мои, я вас всех люблю». Но те отмахиваются от Него, ослепленные спорами, объясняя друг другу, каким этот Бог на самом деле должен быть. Парадокс проблемы в том, что последователи Христа соглашаются с потребностью искать примирение. Но никто не спешит поступиться собственными интересами. В патовой ситуации вся надежда на Господа. Впрочем, возможно конфессиональная пестрота является лишь разнообразием путей к Творцу?

Как бы там ни было, но сейчас впервые в Украине состоялась экуменическая акция, пользующаяся большой популярностью в мире — неделя молитв за единство христиан. Эта седмица выбрана Мировым Советом Церквей и по Григорианскому календарю завершается в день обращения апостола Павла, который отмечается 25 января. Именно Павел из ярого фарисея превратился в пылкого последователя Евангелие и Апостола народов. Поэтому во всем мире католики, православные, протестанты и другие христианские сообщества уже 40 лет подряд молятся за воссоединение разделенного тела Христа.

В киевском римо-католическом храме Святого Александра 23 января о воссоединении церкви совместно просили отец Виктор Симон (РКЦ), епископ Богдан Дзюрах (УГКЦ) и пастор Немецкой Евангелистско-Лютеранской церкви Святослав Фехтель. У величественного алтаря собора собрались представители разных конфессий: в золотисто-красной ризе католик, в строгой черной рясе и с клобуком на голове — православный и в светском — протестант. Вместе они проговаривали Отче наш, по очереди читали Библию, совместно благословили паству. Верующих в храме было около полсотни. Проповедь читал владыка Богдан. Говоря о множестве моделей христианского единства, предлагаемых учеными, теологами или просто мечтателями, он не распинался о собственном видении мирового воссоединения церквей. Но предложил к каждому великому делу идти маленькими шагами. Проповедник рассказал притчу о монахине, спросившей у богомольного старца, как ей стать святой. Ответ священника возмутил сестру. Старец посоветовал ей для начала не грохать дверью своей кельи. Конечно, когда цель так высока, то сосредоточиться на повседневности мелких дел тяжело. И только монахине из притчи решать — хлопать ей дверью и дальше или прислушаться к совету мудрого старца. Потому что народ не зря говорит о капле воды, которая точит и камень. Рецепт христианского примирения, предложенный владыкой Богданом, прост — перестать говорить плохо друг о друге. Потому что, считает епископ, не так страшны для церкви пожары или бульдозеры, как слово, преисполненное злым духом. Ведь, по Теодору Студиту, — слово человека отображает его нутро. Наверное, это имел в виду Христос, когда говорил то, что так часто забывают все Его последователи: «А Я вам кажу, що кожен, хто гнівається на брата свого, підпадає вже судові. А хто скаже на брата свого «рака» (ледащо, нікчемний, блазень, виродок, пустий), підпадає верховному судові, а хто скаже «дурний», підпадає геєнні огненній». (Мф. 5.22). Часто лукавые оправдывают свою «праведную» ярость по отношению к «другим», воспринимая Христово предостережение только в узких пределах собственного обряда. Только конфессионально «более родному» брату еще можно стерпеть, даже если одноверец въелся по самые христианские печенки. Но цацкаться с инакомыслящим — это уже ангельское терпение. Сдержать злословие может молитва: если уста заняты проговариванием Божьих слов, то там уже не поместится ни одна хула. Все же добрый почин сделан. Правда приглашение к участию в молитве было выслано всем крупным христианским сообществам Украины. Но почему-то не все отозвались. Организаторы надеются, что такая новация будет иметь продолжение и поддержку христиан в следующем году.

Красивая традиция совместных молитв завершилась 25 января в храме Св. Василия Великого, что на Львовской площади. В ней участвовали блаженнейший Любомир Гузар (глава УГКЦ), епископ Станислав Широкорадюк (РКЦ) и пастор Клаус Вандергрип из Голландии. А когда такие почтенные лица просят о единстве христиан, то растет надежда быть услышанными Богом.

Марианна КУЗАН, журналист. Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ