Ориентация на... большинство
(Комментарий к публикации Виталия КНЯЖАНСКОГО «Приживется ли объединяющая национальная идея», «День» №15, вторник, 30 января 2007)
Я думаю, что объединяющую идею нужно искать не в экономике и не в сфере социального развития, а в сфере национальной этнопсихологии, потому что только эта наука может нам сказать, чего украинцы хотят на самом деле. Сейчас уже хорошо заметен дисбаланс между двумя сферами мировой цивилизации — духовной и материальной. О вопросе, какая из этих сфер первична, говорить не будем, но то, что наш духовный мир не соответствует техническим достижениям, очевидно. Для Украины эта проблема еще более актуальна потому, что мы, утратив собственную духовную базу, усваиваем самые выразительные, но и самые негативные парадигмы общественного поведения западной цивилизации. Это может привести к моральной и психической патологии нации, но каких же достижений в материальной сфере можно ждать от больного организма? Рядовой человек не копается в своей сути, не задумывается, что же ему, собственно, нужно для полного счастья, а ориентируется на общую массу — чтобы все было «так, как у людей», то есть в основном руководствуется модными взглядами. Но психологи знают, что баланс позитивных и негативных эмоций слабо зависит от внешних условий (вспомните — «Богатые тоже плачут»). Поэтому, «надежда на то, что социальные изменения способны сами по себе сделать людей более счастливыми, заранее иллюзорна» (цитируется Акоп Назаретян).
Банально, но в этом случае нужно говорить об отчетливой разнице между Западной и Восточной Украинами. Не стоит говорить о причинах этой разницы, поскольку их невозможно устранить. Тем не менее, общие черты у украинцев есть, независимо от того, на каком языке они говорят и какую веру исповедуют. Национальную психологию в большой степени, кроме всего прочего, формируют природные условия — ландшафт, растительность, климат и тому подобное, поэтому россиянин в Украине уже совсем не такой, как в России. (Это же касается и представителей других народов). И хотя разница в психологии отдельных национальных меньшинств, безусловно, есть, она не больше той, которая существует между отдельными индивидуумами среди украинцев. Но, как бы то ни было, при разработке национальной идеи все же нужно ориентироваться на большинство. На протяжении веков этнические украинцы приучились скрывать свое мировоззрение, и эта мимикрия также способствует усвоению несвойственных идей и парадигм поведения. Откопать истинную суть украинской души, ее стремления, преференции и построить на ней национальную идеологию — это единственный верный путь для активизации внутреннего потенциала украинского народа. При случае нужно отметить, что мифотворчество о нашем мнимом прошлом величии пользы не приносит, потому что вызывает у большинства людей не ожидаемую гордость за славное прошлое, а только скепсис. Конечно, разрабатывая национальную идею, нужно исходить из общепризнанных человеческих ценностей, но они являются только основой, на которой должна формироваться надстройка, соответствующая нашему национальному характеру. В подобных теоретизированиях не нужно бояться какого-то «национализма», потому что межкультурное многообразие уже признано залогом поступательного развития человечества, это отчетливый лейтмотив всемирного прогресса.
Непризнанная история
(Комментарий к публикации Татьяны МОСЕНЦЕВОЙ «Владимир СЕМИНОЖЕНКО: «Несмотря на появление новых партий, политическая история продолжает двигаться по кругу», «День» №24, суббота, 10 февраля 2007)
В развитых демократических странах политическая элита воспитывается от начальной школы. Те, кто любят работать на общественной ниве становятся президентами своих классов в школах, после того подают свои кандидатуры в локальные, а позже и в национальные публичные учреждения. Надеюсь, что эта общественно-политическая динамика аккурат совпадает с термином «рутинизации», который приводит уважаемый автор. На Украине этот процесс только зарождается. Многие из политических игроков теперь являются случайными людьми, включившимися в политическую жизнь по сугубо личным или иностранным политическим интересам. Когда демократическим обществам помогают находить компромиссы в национальном улаживании религиозные организации, традиционные нормы гражданского поведения, также баланс отраслей государственного правительства, то многого из этого недостает Украине и другим государствам на постсоветском пространстве. Советская власть официально отобрала у народа религию, умалила основы межчеловеческих отношений и заставила граждан подчиниться вертикали господствующей элиты. Однако осталось единственное у народа, чего никто не смог у него отобрать — это личное искреннее отношение человека к человеку. Приведу пример. Туристу в Киеве полагается платить за услуги такси лишь в иностранной валюте. Водитель взял деньги и отъехал, а пассажир уже и не ожидал его увидеть. Но через несколько минут он подъезжает снова — с улыбкой и с благодарностью, что имел такую возможность удружить своему клиенту. Аналогичный пример еще нужно поискать в столицах «развитых стран». В Украине также сознательно или неосознанно господствует народное стихийное ожидание воплощения идей: казатчины, Сечевых стрельцов и УПА. Еще Кремль никогда так не очернял упомянутую третью волну борьбы украинского народа, как это делало в прошлом и делает сейчас нынешнее правительство. Хотя в принципе правительство Януковича не признает УПА, однако ее песню «Лента за лентою» поют в самых разных случаях, она даже звучала во время бурной встречи Нового года в Киеве.
«Летопись УПА» уже насчитывает около 60 томов и никто не закрывает уста правде о борьбе ОУН и УПА. История борьбы украинского народа для самоосознания не может не повлиять на размышления политической украинской элиты найти во всяком случае какой-то минимум для блага национальных интересов. Хотя позитивным является то, что политические процессы в Украине более демократичны, нежели в России. В Москве строят власть в соответствии с идеальным образцом «Республики» Платона, в котором об ежедневных хлопотах правящей элиты заботились рабы, а в России половина населения живет в нужде, а 25% находятся за пределами уровня бедности.