Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Россия за 70 лет отучила нас хозяйничать»

Жизненные приоритеты волонтера, общественного деятеля Або Саджайи
20 апреля, 2018 - 12:05

Этот житель села Терешковцы, выросший далеко за пределами нашего государства, в Западной Грузии, в долине Колхида, в совершенстве знает четыре диалекта своего родного языка, а также украинский и русский. Из местных жителей и соседей немногие называют Або Саджайи по имени. Дело в том, что его мама, которая по происхождению была белоруской, в детстве дала сыну еще одно имя — Виталий. А терешковчане привыкли называть его более мягко — Витя.

Срочную службу Або Дуруевич проходил в Забайкалье, в далекой Читинской области России. Его отец, невзирая на притеснения советской власти, работал фермером. Больших состояний семья не имела, поэтому после демобилизации Або Саджайя поехал в Украину на заработки. Когда начались революционные события в 1990-м, в Грузии найти работу было достаточно трудно: «Я себе так подумал, что отец двух студентов не потянет, поеду, подзаработаю что-то и продолжу учебу. Но так не вышло... Жалею, что не стал студентом, не получил высшего образования. Впоследствии здесь женился, появились дети... По-видимому, тут я и закончу свою жизнь.

Разговариваю на двух грузинских языках, а когда приехал сюда, то выучил и украинский. Язык, конечно, можно и не знать, но есть еще группа таких людей, которые, приезжая сюда, не воспринимают украинскую культуру. Я не из тех (улыбается. — Авт.). Если живешь здесь, работаешь, то нужно пытаться приклониться к культуре и к людям».

ГОРОХОВЩИНА ВСТРЕТИЛА ТЕПЛО

— Скажу честно, что за 28 лет моего пребывания здесь, с 98% людей не имел никаких проблем. Строили дороги в селах, люди нас тепло приняли. Мне кажется, что здесь, в Терешковцах, меня уже на следующий год считали своим. Украинцы более мягкие люди. У нас (грузин. — Авт.) другая ментальность, несколько иные ценности. А люди здесь умеют прощать и этим многие пользуются. Даже на первых порах не было сложно в общении. Наоборот, было интересно. Я когда жил в 1989 году в Вологде, то имел дело с россиянами, так у них на все было оправдание: «Мы русские». Там было тяжелее общий язык с местными найти. Разница в менталитете украинцев и россиян большая.

«ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ СО СТОРОНЫ, ТО В УКРАИНЕ ДАВНО БЫЛ БЫ ПОРЯДОК»

В начале нашего разговора Або Саджайя просил «не очень много упоминать о его волонтерской деятельности». И все же потом рассказал о том, как ездил в зону военного конфликта, собирал продукты и деньги, помогал украинской армии: «В зону АТО я разведчикам в Лисичанск возил джип. Помню, как въезжали в город, на арке увидели большой украинский трезуб. Это очень удивило, ведь видно, что его там установили еще задолго до начала вооруженного противостояния. Разговаривали там люди в основном по-русски, когда слышали, что я обращаюсь на украинском, то спрашивали: «Вы из Львова?» Но ничего, общий язык удавалось находить.

Если бы не было Российской империи со стороны, то в Украине давно был бы порядок. Россия за 70 лет отучила нас хозяйничать. Россияне разбомбили мою страну раньше, а там, где война, там и кризис, и безработица, и отсутствие перспектив... Им нравится, когда их власть притесняет другие народы.

Наше поколение не может нормально работать. Люди не научились находить себе работу. Социальную помощь бездельникам же выплачивают. А в пограничной зоне людям даже если дать нормальную работу, они работать не будут, потому что это им не выгодно. Патриотизмом там даже и не пахло, Украина им не нужна — как на Востоке, так и на Западе.

За 70 лет разучились хозяйничать люди. Эшелонами настоящих украинских и грузинских хозяев вывозили в Сибирь. У меня оба деда сидели за одну корову», — говорит мой собеседник.

«ЛУЧШЕ И ОБЪЕМНЕЕ ДУМАТЬ»

— От Майдана ожидали совсем другого. Я поддерживал участников Майдана и поддерживаю сегодня их жертвенность, но все же там были люди, которые за счет непростых политических событий сделали себе карьеру...

Надежда одна — молодое поколение. У него другой взгляд. У нас все будет хорошо, если молодежь научится лучше и объемнее думать. У нас когда-то были другие ценности и приоритеты, которые нередко навязывала нам коммунистическая система.

Расскажу одну историю о себе. С седьмого по восьмой класс я должен был учиться в математической школе. От моего села к районному центру — 17 километров. Меня привез сосед, оставил в районном центре, где стоял тот «Икарус», который должен был нас отвезти. А я забыл к сорочке прикрепить комсомольский значок. Нас провожала партийная элита и сам лично секретарь райкома комсомола. Когда он увидел, что на мне нет значка, то сказал: «Прочь из автобуса!» Так я и не поступил дальше...

Что интересно, что уже когда у нас начиналось национальное движение, тот секретарь проводил патриотический митинг против коммунистов. Красиво так, все аплодируют, только я один сижу обиженный. Тот человек, который сломал, по сути, мою жизнь из-за комсомольского значка, теперь стал патриотом. Временами нужно подумать: есть национальные лидеры, но все ли они правильно говорят или подыгрывают кому нужно.

* * *

...Недавно Або Саджайя праздновал свой полувековой юбилей. Из пятидесяти лет двадцать восемь он прожил на территории Украины. Кстати, так и не получил гражданства, хотя возможностей, чтобы его получить, имел предостаточно. «Зачем мне это? К власти не рвусь, а так мне прав абсолютно хватает, — добавляет пан Або. Украина уже стала мне родной. Здесь моя семья, мои дети. Я буду стараться любым способом помочь своей стране: либо волонтерством, либо трудом. Давайте любить свою страну, не повторять ошибок предков, не уступать никому в принципах — и все у нас будет хорошо!».

Роман НОВОСАД, Волынская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ