Мировой рынок сельхозсырья достиг насыщения, о чем свидетельствует понижение цен на основные товарные позиции. Структура посевных площадей в Украине сориентирована именно на такой сырьевой экспорт, который составляет до 40% от его общего объема. Таким образом, мы приблизились к пику валютных поступлений от экспорта сельскохозяйственной продукции. Отсюда — ожидать существенного роста экспорта сельскохозяйственной продукции в стоимостном измерении не приходится, а это грозит экономике, а заодно — и государству, коллапсом.
Выход есть в решительном изменении структуры агропроизводства, что возможно достичь только рыночным способом. Любая реформа, тем более радикальная, нуждается в значительных средствах. Внутри страны таких нет, одолжить невозможно. Можно с уверенностью утверждать, что не существует альтернативы доступа мирового инвестора к рынку землепользования в Украине. Ведь только состоятельный инвестор знает самую эффективную нишу в сельхозпроизводстве, он заинтересован в последующей переработке сырья до продукции с наивысшим показателем дополнительной стоимости и востребованности ее на мировом рынке по наивысшей цене, чтобы победить конкурентов в доступе к украинской земле. То есть речь идет об инвестировании в первую очередь в наш главный производственный ресурс — землю аграрного назначения, а в более широком смысле — в экономику страны с созданием высокотехнологических производств, развитием инженерной инфраструктуры, логистики.
В этой связи следует уточнить тезис автора статьи об «утверждении права собственности всех граждан на... сформированные земельные участки по их хозяйственному назначению», поскольку такое право должно реализовываться по рыночной цене «без коррупции и промедлений» и только при условии охраны грунтов и окружающей среды. Разумеется, пусть отечественный инвестор конкурирует с зарубежным за право землепользования, поскольку процесс должен иметь восходящую динамику с циклом в 7—10 лет относительно пересмотра ставки ренты. Такое продвижение обеспечит ценовая конкуренция, победителем в которой будет тот, кто предложит за аренду земельного участка наивысшую цену, а она будет обусловлена более высоким, чем у конкурентов, уровнем эффективности ее использования, «придерживаясь требований общенациональных интересов», как справедливо отмечается в статье Александра Ковалева. По определению Богдана Данилишина, «реформы, которые уже идут и еще запланированы у нас, нужно превратить в «технологические реформы». Которые должны иметь главной целью переход экономики Украины к современным технологическим укладам — к требованиям третьей и четвертой промышленных революций» (статья «Украина и мир: дрейфуем ли мы в одном направлении?», газета «День» №184, 11 октября 2018).
Это опять же прерогатива государства относительно формирования благоприятного инвестиционного климата и прозрачных и однозначных регламентов природопользования (вроде европейских). Примером такого подхода станет, среди прочего, введение налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль.
Важной является позиция Александра Ковалева относительно развития отечественного фермерства, ведь оно имеет экономико-социальное значение, призванное не только заполнить высокоэффективные товарные ниши, но и обеспечить рабочими местами рынок труда в глубинке. А без развития внутреннего рынка нечего надеяться на экономический рост. Для этого нужно стимулировать улучшение двух ключевых факторов — демографического и покупательного.
Выдача сертификата (совладельчества всего капитала нации, в том числе грунтов) каждому гражданину (всем новорожденным тоже) — с началом свершения реформы с гарантированным начислением ежегодной ренты будет мотивировать граждан к:
• поиску не только эффективного землепользователя (чтобы получать как можно большую ренту), но и заботливого хозяина, который полностью будет придерживаться национальных регламентов и стандартов рационального природопользования;
• непосредственному формированию бюджета Национального земельного учреждения (всех уровней) из рентных доходов в пользу граждан;
• ценить гражданство, лояльность к государству;
• заботе о своем здоровье, заботе о родителях и родных (со смертью гражданина сертификат аннулируется);
• деторождению (потому что они будут иметь гарантированный доход);
• охране окружающей среды (поскольку каждый метр квадратный земли является твоим).
Поэтому от самого начала свершения земельной реформы нужно законодательно гарантировать получение каждым гражданином части земельной ренты.
В результате предлагаемая система землепользования будет мотивировать граждан к формированию эффективных органов государственного управления в целом и, в частности, в области государственного землеустройства и землеустройства.
Поскольку проблематика общенародной собственности на землю и функционирование власти тесно связаны между собой, то предлагаемая земельная реформа предусматривает изменение властной парадигмы с преодолением всех имеющихся изъянов: отчужденности народа от землевладения и от власти, безответственности власти, срощенностью ее с бизнесом, коррумпированности, отсутствия независимой судебной ветви власти. Следовательно, должна быть в корне изменена также избирательная система в сторону профессионализации работы депутатов всех уровней.
Четыре десятилетия назад Китай привлек иностранные инвестиции под его главный производственный ресурс — дешевую рабочую силу, а также колоссальный рынок потребления. С того времени страна поднялась от бедности до первой экономики мира с зажиточным населением. Украине нужно намного меньше инвестиций и времени, чтобы осуществить подобный скачок. За 5—10 лет мы можем стать ведущей страной Восточной Европы, если откроем миру рынок аренды сельскохозяйственных участков. Первые электронные торги прав аренды земельных участков засвидетельствовали перспективность именно такого варианта землепользования. По результатам аукциона была достигнута средняя годовая арендная плата в размере 34,3%, что более чем в 4 раза превышает стартовую, дороже всего во время торгов проданы права аренды на земельный участок на территории Новгород-Северского района Черниговской области (на периферии!) площадью 13 гектаров, где стартовая цена поднялась до 70,73% от нормативной денежной оценки и составляла 157,79 тыс. грн. Что требуется от власти, так это закрепление законодательно этого процесса и защита со стороны исполнительных органов прав землепользователей — то, что называется благоприятным бизнес-климатом, благодаря чему и произошло «китайское чудо».
Поднятая в статье Александра Ковалева (уже третий на тему земельной проблематики) тема побуждает к безотлагательному обсуждению ее в формате круглого стола с привлечением более широкого круга специалистов и политиков-реформаторов.
Ведь очерченная задача есть на пороге выборов президента и Верховной Рады Украины, следующий срок деятельности которых должен стать пятилеткой экономического прорыва.