Встрече Нового года, как известно, традиционно предшествует ряд религиозных праздников, которые позиционируются в общественном сознании феерией народно-обрядовой составляющей, с помощью которой и происходит передача национального культурного опыта.
Вот и 25 декабря в Киеве началась череда новогодних действий, поддержанных художественной инициативой преимущественно клубной сети, среди которых - самый заметный в этом контексте - ХVII областной фестиваль песенно-музыкального искусства «Рождественские песнопения».
Именно на этих мероприятиях предоставляется удобный случай продемонстрировать этнорегиональную составляющую, показать народные костюмы, особенно такие, что сформировались на культурном пограничье оригинальных культурных локаций, раскрыть остроумие народных мастеров разговорного жанра, почувствовать мелос народного говора, или полюбоваться региональной символикой традиционной вышивки. Ведь сегодня все меньше возможностей это публично демонстрировать. Среди участников - ансамбль украинской песни «Серпанок» из Корецкого района, народный любительский вокальный ансамбль «Калина» из Сарненщины, любительский фольклорный ансамбль «Соловейки» Ровенского района и еще многие другие, кому есть что продемонстрировать во время едва ли не самого величественного межнационального праздника.
Впрочем, исходя из имеющейся программы фестиваля, основной акцент будет перенесен на 7-21 января, когда и состоятся выступления всех участников фестивальных представлений с широкой демонстрацией уличных вертепов, представлением концертных программ от региональных воскресных школ, рождественская ярмарка и еще множества того, что будет интересно детям. Ведь эти праздники - самые яркие и рассчитаны именно на детей!
А завершит этот праздничный комплекс выступление Волынского государственного народного хора, который состоится 21 января в Городском доме культуры, где и будут подведены итоги фестивальных мероприятий, а главное - в очередной раз будет продемонстрирована трансформация народно-обрядовой практики, воплощенная в профессиональном искусстве.
Фестиваль будет охватывать много локаций, в частности Площадь независимости, Свято-Покровский собор, Свято-Троицкую церковь, Церковь святого Николая Чудотворца, Свято-Воскресенский собор, а затем в его проведении примут участие и многие жители города.
Эти мероприятия выделяются среди других тем, что культивируют неизменную форму - восстановление и углубление новогодне-рождественских традиций колядования и щедрование, воплощенных в любительских выступлениях местных художественных коллективов, а следовательно - это и неисчерпаемая энергия участников в показе национальных (региональных) костюмов, песенной традиции, форме участия в развлечениях; широкое представление региональной кухни, которое развернется и уже разворачивается в микрорайонах города и Майдане и еще множество того, что вмещает в себя такое емкое понятие как народное творчество.
Однако эти мероприятия являются и результатом функционирования художественной деятельности в областной аматорской сети, поскольку в ее реализации участвуют практически все художественные структуры, имеющиеся в клубах или библиотеках объединенных территориальных общин.
С другой стороны, именно этим и отличается Западное Полесье, поскольку народное творчество (колядки, щедривки и вообще народная рождественская Маланка-Переберия, как и позднее не менее яркий весенний или летний цикл народно-обрядовых действ) в широком его разнообразии и остается фундаментом, на котором базируется культурный код нации.
Отличительной чертой этих выступлений является то, что они будут проходить на небольших локациях - в центре города или его отдельных площадках (МБК) или в аналогичных местах концентрации публики в райцентрах области, одним словом там, где жизнедеятельность общины всегда сопровождала песня.
Впрочем, таким, наверное, и должен быть самый величественный национальный праздник - с разнообразием художественной инициативы, локальностью влияния, активным привлечением публики к непосредственному участию в празднично-обрядовом комплексе, а в целом - ярким отдыхом, основанным на народном художественной составляющей. Ведь лучше всего запоминается все то, что добыто непринужденно и вплетено в художественной сегмент жизнедеятельности человека. И это художественное разнообразие не смогут исказить ни вызовы глобализации или агрессивные инокультурные воздействия. И именно по этому культурному коду и определяется прочность души нации.
Поэтому созерцая развертывание этого культурного разноаспектного действа и анализируя не столько фестивальные мероприятия, сколько отношение к ним местной публики и резонанс в региональном социуме, замечаешь существенное изменение в общем культурном контексте именно народной составляющей фестиваля, ведь она не разделяет это действо на публику и на исполнителей, как это традиционно присуще любой художественной импрезе и вовсе не предполагает какой-то заранее спланированный и ожидаемый результат в виде традиционных победителей.
Все происходящее на сцене или ее импровизированном варианте, органично вплетено в общий культурный контекст и направлено не столько на демонстрацию определенного культурного артефакта, сколько на создание общей праздничной атмосферы, где все его участники являются членами одного социума, и где не играет существенную роль ведущий (в данном контексте - исполнители колядок или щедривок). А уже имеющаяся атмосфера и формирует соответствующий синкретизм действа, который и предоставляет фестивалю высокую статусную роль, которая почти не замечается извне, но ее результат - безоговорочный: участники, ведь все присутствующие на соответствующей локации, некоторым образом становятся как будто авторами одной культурной идеи (семьи, коллектива), в основе которой лежит наша культурная сущность.
Поэтому даже наблюдая за только одним направлением реализации народной составляющей, в данном случае - анализируемого фестиваля искусств в жизни новогоднего города, замечаешь ощутимые изменения в ценностных ориентациях его жителей, трансформацию их культурного ряда: они становятся добрее; исчезает агрессивность; начинается спонтанная сплоченность вокруг определенной идеи - в данном случае - генетического культурного кода.
И в этом контексте можно с уверенностью утверждать, что главной задачей организаторов упомянутого уже ХVII народного фестиваля было не столько продемонстрировать собственные духовные достижения сети или конкретного учреждения в сохранении ими исторической памяти, то есть уровень имеющегося в этой сети культурного продукта, что традиционно формируется в досуговых учреждениях края и каким качественно отличается Западное Полесье среди других культурных регионов, сколько освободить культурную энергию участников, которая впоследствии повлияет или, лучше сказать, создаст уже новую синергию культурной сущности присутствующих на конкретной локации.
То есть народоведческие импрезы региона, как и изменение ценностного ряда в культурной деятельности в целом в последние годы (хотя, наверное, это присуще с различным сальдо огласки и другим регионам страны), приобретают сегодня уже другой культурный контент, становятся важным средством формирования нового культурного продукта, результат которого значительно глубже, чем его (любого художественного коллектива) конкретная программа, воплощенная в выступлении на данном фестивале.
В целом эти и им подобные народоведческие мероприятия дают основания для убеждения, что Украину ждут хорошие перспективы, ведь положенная в основу ее разнообразной культурной деятельности народоведческая составляющая, то есть глубинная национальная сущность, культурный код нации, который, несмотря даже на отсутствие государственной культурной политики хотя бы на ближайшее время, уже становится фундаментальным духовным предохранителем в дальнейшем продвижении в общественное сознание имеющегося сегодня негатива, который упорно навязывается украинскому обществу извне.