Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Розстріляна «Просвіта»

В Кировограде вышла книга, составленная на основании личных впечатлений от документов советских карательных органов
14 ноября, 2014 - 14:23

«Розстріляна «Просвіта» — так называется новая книга известной в крае журналистки и до недавнего времени руководителя Кировоградского областного центра Всеукраинского общества «Просвіта» имени Тараса Шевченко Светланы Орел, которая появилась на свет как удачный сопутствующий результат ее многолетней деятельности в качестве члена научно-редакционного отдела подготовки шеститомного издания «Реабилитированные историей. Кировоградская область». Построена книга исключительно на личностных впечатлениях от документов советских карательных органов, которые автору пришлось держать в своих руках, чувствуя на кончиках пальцев въедливую пыль прошлого века. В том, с нашей точки зрения, и заключается главная ценность «Розстріляної «Просвіти». Что бы там ни говорили, а сегодня совсем немного газетчиков, которые могут хотя бы похвастаться, что собственными глазами видели архивные подшивки с «оптимистичным» грифом «Хранить вечно».

На презентации издания священник Украинской православной церкви Киевского патриархата отец Николай Шутяк обратил внимание на актуальность события. Мол, еще год назад, когда автор писала предисловие к книге, ей не верилось, что в современной Украине люди могут быть «наказаны» за язык или желто-голубой флаг. К сожалению, настоящее показывает, что могут.

Безусловно, эта книга, напечатанная Центрально-Украинским издательством, как бесценный источник из украинского прошлого края станет приобретением библиотек. И обязательно        — школьных. Автору удалось охватить рассказом об антипросвитянских репрессиях шестнадцать районов и областной центр.

Как и положено, титульное повествование — о «первом председателе «Просвіти» в Кировограде — Василии Никитине», которого тоже зацепила репрессивная машина правящей большевистской партии. Важно, что уже на первой странице автор поднимает вовсе не случайный вопрос: «Откуда у него, сына служащего Российской империи, дворянина, приехавшего в Елисаветград из Смоленска, появилось национальное сознание, ощущение собственной принадлежности к украинству»? Ведь вопрос этот касается и многих других украинских патриотов, которые от рождения — оказывается! — не были украинцами. Возможно, настоящий ответ дает бурное настоящее, когда дети разных народов почувствовали себя украинцами. Только раньше речь шла о спорадических случаях, а теперь     — это массовое явление.

Собственно, «Розстріляна «Просвіта» — не только маленькие истории о репрессированных просвитянах. Это еще и история малоизвестных событий, связанных с Украинской Революцией 1917 — начал 20-х годов, Украинской автокефальной православной церковью, атаманами-самостийниками, народным образованием, театральным и музыкальным искусством, газетами периода оккупации, Организацией украинских националистов... Кем только не становились просвитяне Кировоградщины!

Среди героев книги есть и достаточно известные лица: поэт Николай Вороный (расстрелян 7 июня 1938 года где-то здесь, в Кировограде или его окраинах), один из основателей УАПЦ Иван Павловский (уроженец Сосновки, что близ Александровки)... Даже те, кто, наверное, формально не принадлежали к членам «Просвіти», но за собственной сущностью замещали звено, которого не хватало нашему народу в хрущевско-брежневские времена прошлого века, — Степан Кожемяка, Петр Черный...

Возможно, кому-то покажется слишком пафосным название книги. Мол, большинство же просвитян получили «всего лишь» по несколько лет лагерей. Прочитайте тогда об Обозновской «Просвіті» в 1922 году: из 22 ее членов почти всех большевики ...расстреляли! Объясняется все тем, что духовная, воспитательная и познавательная работа «Просвіти» была очень действенной. В одном из документов советского карательного органа говорилось, что, например, в Глодосах большинство ее членов («почти все») добровольно вступили в ряды войска Украинской Народной Республики. В 1937—1938-х           — годах «Большого Террора» — слово «Просвіта» стало расстрельным для Максима Тарасенко, Кузьмы Литвинова, Павла Кондратенко, Василия Близнюка из Михайловки Александровского района, Павла Гайдасенко из Аджамского района, Ивана Радченко из Первозвановки. Обратим внимание и на то, что в феврале 1942 года незадолго до полного запрещения гитлеровцами «Просвіти» в Александрийском районе одному из ее функционеров Ивану Шевченко давались такие установки: «Сохраните учительские кадры. Всех учителей запишите в артисты... Отныне — никакой «Просвіти» не существует. Если организуете «Просвіту», то вас всех немцы арестуют».

В книге привлекает внимание не только то, как описаны собственно репрессии, но и непростой, и тягучий путь возвращения добрых имен в годы коммунистического режима в УССР.

А уважаемым авторам историй населенных пунктов области Светлана Орел подсказывает, где ячейки «Просвіти» были особенно деятельными (Турия, Липняжка, Глодосы, Диковка, Красная Каменка, Новая Прага, Новостанковатая, Песчаный Брод, Елизаветградка, Павлыш и др.). Поэтому книга должна стать толчком для новых краеведческих поисков.

Автор отмечает, что «издание не претендует на то, чтобы скрупулезно заполнить пробелы в истории «Просвіти» Кировоградщины. Эта тема, очевидно, будет нуждаться еще в новых и новых исследователях». Чрезвычайно правильные слова. Ведь среди героев «Розстріляної «Просвіти» могли быть и выдающийся украинский издатель (вспомните хотя бы «Большую Историю Украины» или «Историю украинского войска») просветитель Иван Тиктор, который во время войны (в то время директор Ровенского издательства «Волынь») переписывался с кировоградским банковским служащим Сергеем Литвиненко, достаточно успешно распространяя в нашем крае украинские издания «Орленя», «Украинский хлебороб» и т. п. Первый был арестован гитлеровцами за украинский национализм, второй впоследствии получил 10            лет ИТЛ за это же только уже от советской власти.

А еще — Михаил Добровольский. «Я действительно был сторонником украинизации аппарата в учреждениях и организациях в период оккупации, — объяснял советскому следователю обвиняемый в украинском национализме поседевший Михаил Игнатьевич, вернувшись из гитлеровских лагерей смерти, где отбывал наказание за ...украинский национализм с 1         октября 1943 по 15 апреля 1945 года,       — но категорически отбрасываю, что где-либо и когда-либо я призывал людей к сотрудничеству с немцами». В Кировограде с сентября 1941 года непродолжительное время Добровольский возглавлял так называемый «Совет Доверия», который должен был бы выполнять роль органа местного самоуправления, но так и не нашел понимания «новой власти». Так как именно у него за рабочим столом прошло первое организационное заседание возрожденной на короткое время кировоградской «Просвіти». («Для подъема культурно-национального сознания и воспитания населения»). Узнав, что немцы начали грабить в Кировограде музей, вывозить оттуда разные экспонаты, как председатель «Совета доверия» вместе сотрудником музея Добровольский осуществлял активные мероприятия, чтобы не допустить последующего грабежа музея: говорил с влиятельными должностными лицами, ходил по разным немецким комендатурам и ему удалось остановить это надругательство!

А еще — организатор «Просвіти» в Ровно, участник Южной походной группы ОУН Роман Ференц (его родной брат Ярослав Ференц в Александрии даже вербовал в ряды патриотического подполья в ходе изучения творчества Тараса Шевченко и Ивана Франко!), Иван Андреевич Чубар (уроженец села Перчуново, 35 лет, заведующий районным отделом образования и Больничной кассы, активно работал в селах района, арестован немцами в ноябре 1943 года).

А еще — гайворонцы Тимофей Демченко-Денженко, Максим Кордон и Марк Данченко. Эти реабилитированные в 1995 году люди в середине 30-х были репрессированы за участие в деятельности «украинской националистической организации «Просвіта». Интересно, что у первого во время обыска изъяли два тома «Истории Украины-Руси» и «десять книг Винниченко». У второго — брошюру «Украинский пластун» Ивана Олексиива (не в Гайвороне ли периода УНР надо искать истоки современного пластунского движения на Кировоградщине?). Наконец, их обвиняли в причастности к «бывшей украинской автокефальной церкви».

А еще... Собственно, эта тема должна обязательно привлечь историков-специалистов, поскольку даже после книги Светланы Орел еще долго будет оставаться едва тронутой целиной, если к ней не приложат руки, ум и сердце именно научные работники.

Жаль, что издатель не оставил свободное место для вписывания новых фамилий, найденных в архивах. А сюда словно просятся просвитяне: головановцы Кукуруз, Цибермановский, Олийнык (попали в концлагеря в 1928); руководитель глодосской «Просвіти» учитель Федор Евтушенко; Анатолий Кружич, который в «Александрийском бюллетене» рассказывал читателям об увиденных ужасах: откопанных немцами в 1942 году жертвах НКВД и т. д.

P.S. Да, «Розстріляна «Просвіта» подготовлена к печати задолго до кровавых событий на востоке Украины, до траурных церемоний у театра М. Кропивницкого в Кировограде, до публикаций СМИ наподобие «Из плена освобожден руководитель луганской «Просвіти». Но она важна для осознания сегодняшнего дня.

Федор ШЕПЕЛЬ, Кировоград
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ