Со многими положениями статьи Станислава Калиничева «Не будем комплексовать, господа» («День» №40 от 1.03.2002) можно согласиться. Конечно, не следует злоупотреблять такими высокими словами, как «национальный», «независимость», потому что они нивелируются, обесцениваются. Что касается термина Русь-Украина, то его использование оправданно. Происхождение названия «Русь» теряется в веках, и над прояснением этого вопроса сломано немало копий историками, и, возможно, не стоит его обсуждать. Но напомним, что киевский летописец, описывая племена, населявшие Киевскую землю, считал нужным подчеркнуть: «поляне яко ныне зовамая Русь». Русь — синоним названия племени полян, или, возможно, Русь — название племенного объединения под верховенством полян, и дали название державе — Киевской Руси.
Термины «Украина», «украинцы», используемые для обозначения определенной территории, определенного народа, более поздние. Интерпретации их происхождения различны. Но важно, что Украина — название молодой страны, а украинцы — народ, ее населяющий. В действительности не так важно, откуда взялся тот или другой термин, как то, что он означает теперь. Сначала название «Русская земля» употреблялось только в отношении Среднего Поднепровья. Политическим центром государственного образования «Русская земля» были Киев, Чернигов, Переяслав. Впоследствии «Русская земля» имела более широкий смысл относительно всех восточнославянских земель.
В средневековье предки современных украинцев назывались русскими людьми или русинами. Вся средневековая европейская историческая литература (а она писалась на латыни) идентифицирует украинцев термином «Rutheni» — русины, а их страну — «Ruthenia», тогда как россиян называют московитами, москами, мосхами.
Богдан Хмельницкий называл свою страну Русью, галичане еще совсем недавно, во времена Ивана Франко, назывались русинами, Закарпатье до 1945 года называлось Подкарпатской Русью, а закарпатские украинцы — русскими людьми, русинами. Действительно может быть, что украинский (русинский) народ достаточно древний, ведь после татаро-монгольского нашествия и упадка Киевской Руси-Украины разные части староукраинского народа оказались в разных государствах: Венгрии, Московии, Речи Посполитой. Связи между ними были затруднены и разорваны. Но культурная общность, осознание принадлежности к одному народу сохранились, что позволило в конце концов создать единое государство. Украинцы-автохтоны даже и сейчас есть на территориях Словакии и Польши. Они ассимилируются, но еще сохранили свои культурные традиции и осознание своей национальной принадлежности.
Известно, что Великое Московское княжество стало называться Российской империей, Россией относительно недавно — после соответствующих указов и реформ Петра I. Как именно древнее название Киевских земель (древних русинов) перекочевало на север, утвердилось в России и дало название русской нации — предмет отдельного разговора. Но сейчас, когда говорят «здесь русский дух, здесь Русью пахнет!», понимают, что это русский дух. И когда поют «... дорогая моя Русь, нерастраченная сила, неразгаданная грусть...», и в бытовых разговорах, и в официальных выступлениях под Русью понимают Россию и только Россию. В России нет (или делают вид, что нет) должного языкового соответствия, чтобы оттенить принадлежность к разным этносам «русских людей» древнего Киева и «русских людей» современной Москвы. И потому С. Калиничев, приводя слова летописца «Киев — мать городов русских», не оттеняет и не хочет оттенить тот факт, что Киев является матерью, например, Чернигова, Путивля, Галича, Москвы и т. д., но никак не Новосибирска, Владивостока, Санкт-Петербурга. Хотя последние неоспоримо «русские города». А Чернигов, Галич, Путивль никогда не были и не являются ни «русскими городами», ни российскими, ни великорусскими, а являются украинскими.
Произошла, так сказать, переиндексация. Украинцы потеряли свое старое название. В истории такое случается. В свое время распалась большая Римская империя. На ее руинах возник ряд стран: Франция, Румыния, Италия, Испания и т. д. Румыния, на латыни — «Romania», означает «страна римлян». А центр, сердце Римской империи, страны римлян, теперь называется Италия. Населяют эту страну итальянцы — прямые преемники, первые в ряду потомков культуры и истории славного Рима. А название страны унаследовала бывшая провинция.
И в нашем случае Киевская Русь распалась. Так случилось, что древнее название Руси унаследовала провинция, которая укрепилась и стала могущественным государством — Россией. Настолько могущественным, что, как мы знаем, было время, что она отказывалась признавать сам факт существования украинского народа.
Бывший политический центр, сердце древней Руси теперь населяют прямые преемники, первые в ряду потомков ее культуры и истории — украинцы. Автор абсолютно прав, что они ближе к древним русам, чем россияне. Возможно, было бы исторически логично, если бы украинцы носили другое название, например, русины. Более очевидна была бы связь времен. Тем паче, что еще совсем недавно миллионы украинцев называли себя русинами. Но «маємо те, що маємо». А может, это и к лучшему, потому что не возникает путаницы — все-таки украинцы и россияне разные нации.
И потому нечего сегодня удивляться, когда люди, вспоминая Древнюю Русь, добавляют «Украина». Мы уже упоминали, что россияне используют слово «Русь» почти как синоним слову «Россия». Чтобы не допустить путаницы или подчеркнуть, что упоминавшиеся территории Киевской Руси или ее духовные ценности теперь принадлежат в первую очередь Украине, целесообразно использовать термин Русь-Украина.
Великий князь Киевский Владимир крестил Русь. И если мы без уточнений и объяснений скажем «русский князь Владимир окрестил Русь», то в свете теперешней российской терминологии это в первую очередь означает, что он окрестил Россию. И абсолютно не видно, какая доля культурного и исторического наследия деяний Владимира принадлежит Украине и украинцам. Этот вопрос приобретает определенное значение сегодня в связи с необходимостью восстановления исторической справедливости и созданием Киевского патриархата украинской православной церкви. Как быть?
Автор статьи отмечает: «Но не было тогда Украины!» Да, Украины как политического, государственного образования с таким названием не было. Но украинцы, их предки русины были. Были они и в Закарпатье, и в Галичине, и на Киевщине, и на Черниговщине. Они ниоткуда не пришли. Они — автохтоны.
Теперь украинское государство есть, и Киев — его столица. Великий Киевский князь Владимир в 988 году обратил в христианство в первую очередь киевлян, представителей племени полян, жителей ближайших городов и поселений, среднее Поднепровье, а не вятичей или племя мурома. Очередь до них дошла через десятки лет. Христианство пришло сначала на земли современной Украины. Киев на столетие стал центром православия, центром духовной жизни Восточной Европы. Отсюда благодать христианства распространилась на другие восточные земли. Каким термином отразить, что мы, украинцы, являемся прямыми наследниками этих деяний? И чтобы установить связь времен, использование термина «Русь-Украина» абсолютно уместно. И чествование нами князя Владимира за то, что он «крестил Русь-Украину», — дань благодарных потомков, не только оправданная, но и необходимая.