Как говорят в народе, приехали. Хочу напомнить для тех, кто поставил свои подписи под некрологом украинскому языку, что главной проблемой многовековой истории Украины, которая препятствовала самоидентификации украинской нации, является многовековое господство русского языка. Я хорошо помню те времена, когда на повседневном уровне мой родной язык оказался вытиснутым из жизни русской. Хочу напомнить подписантам, что сознание и определение духовной природы языка как первичного — признак культурно наполненного, самодостаточного и сильного общества. Через слова рождается человек, нация, государство. Нация, которая теряет свой язык и принимает чужой, не имеет самостоятельности.
Мне приходится бывать в различных уголках Украины: на востоке, западе, юге и севере. Поверьте мне, что в трех километрах от Донецка, Мариуполя, Луганска или Харькова все разговаривают только на украинском языке. И в самих городах две трети прекрасно владеют украинским, не говоря уже о том, что его понимают буквально все. Кому так приспичило требовать: «Дай второй государственный?».
Я человек немолодой. Родился в городе, как и мои родители, деды и прадеды. Но все мы разговаривали на украинском. Закончил я украинскую школу в Проскурове (ныне Хмельницкий), хотя в городе было всего две украинские школы — женская №1 и мужская №3, закончил украинский университет во Львове. Когда пришло время сыну идти в школу, отвел в свою родную, и дочка тоже ее закончила. Мне за своих детей не стыдно: университеты, академии закончили. И к тому же, сын замечательно владеет русским, английским и польским языками. Не только разговорными, но и профессиональными — врач. Кстати, работает в Мариуполе, прием только на украинском — никаких проблем. Дочь тоже хорошо знает русский и немецкий. Человек образованный, интеллигентный.
«Только сильная национальная воля, — по И. Франко, — синтез желания, потребностей и борьбы, которые достигают предела возможного, является критерием жизнеспособности нации». Благодаря этой воле наш язык, который только в XVIII—XX веках пережил 173 указа-запрета, вынес на плечах нацию.
Политика — это борьба за власть, а языковая политика — за власть над человеческим мышлением и мировоззрением. Наш язык — самый политический из всех языков. С конца XVII по XX век он взял на себя функцию ликвидированного государства. Так цените же усилия своих предков, берегите родной язык! А вы... Это же как нужно не любить свою землю, свой народ, чтобы поставить подпись под этим Универсалом.
Я бы хотел попросить народных депутатов: выступите по языковому вопросу на своем родном языке. И предложите закон тоже на своем родном языке. Можно также на французском, английском, турецком... Это я к тому, что мне пришлось лет десять назад выступать в польском сейме. И хотя я владею польским, меня попросили, чтобы я выступал только на украинском, потому что я гость. Только гостям сейма разрешается говорить на языке своего государства. А в нашем парламенте, выходит, половина гостей — из соседнего государства. За границей не возьмут дворником работать, если не владеешь языком страны. А у нас избранники украинского народа не владеют украинским языком. Да и те, кто усвоил украинский с молоком матери, тоже «чтокают».
Может, вы, господа подписанты, не знаете Конституции Украины, Закона «О языках УССР» с изменениями от 1995 года, решение Конституционного Суда от 1999 года, что украинский язык является государственным? Правда, отличительная черта этих законов — призрак языка 350-летней оккупации Украины Россией. Если первый тезис утверждает государственность украинского языка, то второй гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского. Это чистейшее словоблудие. Дома, на природе, на кухне, с домочадцами, друзьями, пожалуйста, разговаривайте на молдавском, татарском, грузинском, на идише или иврите, русском, но в государственных учреждениях, в официальных выступлениях, на радио и телевидении прошу — только на языке государственном, украинском.
Иногда можно услышать, что сначала нужно решать другие проблемы нашей жизни, а уже потом браться за голову и душу — язык, культуру, духовность. Но одной из главных задач созданной по воле народа самостоятельной Украины была, есть и будет идентификация народа через язык, который нуждается не только в развитии, но и в повседневном использовании.
Если же быть до конца откровенным, то этот Универсал, извините, никакого отношения к национальному единству не имеет. Это документ, который подтвердил единство финансово-промышленных кланов Запада и Востока. Вот и все!