Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Схидняки» в УПА

8 февраля, 2003 - 00:00

Благодарю за взвешенную позицию газеты в освещении вопросов вооруженной борьбы УПА 40—50-х годов, в частности, за информацию о презентации альбома «Армия бессмертных» в «Дне» за 18.01.2003 г . И не потому, что в том материале помещена моя фотография, а из-за личного сочувственного отношения к воинам УПА, которые несмотря на допущенные политические промахи имели правильную стратегическую цель — независимое Украинское Государство — и однозначно заслуживают если не признания воюющей стороной, то уважения за жертвенность и патриотизм. Во всех странах мира таким людям стоят памятники, как, например, в России Ивану Сусанину, гражданину Минину и князю Пожарскому.

Хотя я родом с Гуцульщины, но рос и воспитывался в советской системе идеологии и историографии, поэтому об УПА имел очень однобокое представление, в частности, о тех, кто воевал в рядах этой армии. Работа над случайно найденным фотоархивом повстанцев в корне изменила мои взгляды на эту проблему. Особенно большой неожиданностью для меня было то, что в рядах УПА в Карпатах воевало очень много выходцев из, как здесь говорят, Большой Украины — с Приднепровъя, Слобожанщины, Донетчины. Имена некоторых установлены, а кто-то известен только под псевдонимом, как, например, командиры куреней «Лісовий» и «Степовий» (первый был с Черниговщины, второй — с Днепропетровщины). Из села Новая Басань, что на Черниговщине, была родом член Краевого провода «Надя» (Галина Кузьменко), а с Донетчины (неизвестно откуда конкретно) — окружной проводник «Сірий» — Иван Кулик. С Киевщины родом был и повстанческий фельдшер, и фотограф «Тряпка» (Михаил Кашуба), чье авторство многих повстанческих фотографий установлено буквально несколько недель назад. Старики, которые помнят этих воинов УПА, отзываются с большим уважением о «схидняках», которые вели себя особенно корректно в отношении гражданского населения, а еще были большими патриотами — буквально влюбленными в родной край. Поэтому — как ни дико это прозвучит — они были обречены на гибель и погибли за Украину.

Благодарю вас за внимание к теме — думаю, что публикации в «Дне» приблизят день, когда Украина поймет оболганных чужестранцами сыновей — воинов УПА.

Василий ГУМЕНЮК, Львов. Фото из Яворивского архива
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ