Публикация Юрия Покальчука «Тоска по гуманизму или тоталитаризму?» («День», 25 февраля 2000 г.) вызвала большую и неоднозначную читательскую почту. Сегодня мы знакомим вас с четырьмя читательскими письмами, которые, на наш взгляд, лучше всего отражают разброс мнений и аргументов относительно нынешней популярности телесериалов советской эпохи.
ОЛИГАРХИ ВЫШЛИ ИЗ «РЫЦАРЕЙ РЕВОЛЮЦИИ»
Тоски как таковой и вовсе нет. Присутствует прямой расчет олигархов, владеющих телеканалами. Украинская нация, за незначительным исключением, до сих пор остается нацией безбуржуазной.
Выборы президента привели к перераспределению власти (Тетяна Метелева. Перші наслідки олігархічної революції. «Самостійна Україна» №3 (356), 15.02.2000). Усилия коммунистов в Верховной Раде направлялись на то, чтобы не давать развиваться сельскому хозяйству и промышленности. Сейчас же эти комитеты в руках олигархов, и комедия с приватизацией должна продолжиться. Дело Лазаренко показало, кто обворовывает Украину; на Президента пала ответственность перед Западом и народом за улучшение жизни последнего.
Если бы деньги и СМИ принадлежали настоящим украинцам, то они нашли бы, что показывать по телевидению. А так... Если показывать некие американские детективы о сенаторах-преступниках, то это приводит к нежелательным аналогиям и ассоциациям. Другое дело — советские фильмы: там отдельные «плохие» люди, изменники, совершают преступления. А борьба с ними по «советским» стандартам под силу только «рыцарям революции» в жестко централизованном тоталитарном обществе.
Не имеет значения, что эти «рыцари» на самом деле по уши в крови того же народа. Посему вся эта лавина показухи советских фильмов на ТВ ведет к одному: справедливость возможна только там, где правит либо «вождь», либо президент, либо диктатор, думающий за народ. Надо помнить, что по большей части олигархи вышли из коммуно-номенклатурной среды, а значит, им близки такие фильмы. Олигархи демонстрируют свое культурное и идеологическое убожество при сверкании своих денег (в зарубежных банках?).
Бросается в глаза, что ни Президент, ни Верховная Рада не осудили войну в Чечне, и всего 81 депутат ВР проголосовал за выход из Межпарламентской ассамблеи СНГ. Так что Россия для них остается «запасным маршрутом»?
Я уж не говорю о том, что за девять лет независимости можно было построить нефтетерминал, избавив Украину от российской петли энергоносителей.
«ШТИРЛИЦЫ» СПАСЛИ НАС ОТ ФАШИЗМА
Уважаемая редакция, прочла в газете «День» № 34 «произведение» Ю. Покальчука.
Писание его поистине феноменально, поэтому не могу промолчать. Стремится он в Европу, к демократическому обществу. А как у него самого насчет демократии?
Не нравятся ему фильмы из нашей прошлой жизни, а кому-то не нравятся фильмы нынешние, с бесконечными постельными сценами, стриптизом, извращенцами. Если ему такая «мораль» подходит, пусть смотрит на оголенные «мадам сижу». Телевидение многоканальное, смотри, чего душа желает. И навязывать всем свое кредо — это уж действительно недемократично.
Нравится ему или не нравится то, что было у нас, — это его проблемы, и не надо свои проблемы выносить на суд людей, это неинтеллигентно.
Все, что было — это наша история, а без истории не бывает будущего, и знают об этом даже школьники.
А что касается Штирлица, скажем так: да, к счастью, были такие люди, и их было немало. Они спасли нашу Родину и ту же Европу от фашизма. И за это низкий им поклон и вечная память. Спасли они и вот таких покальчуков от фашистского рабства ценой своей собственной жизни.
Пусть не возмущается г-н Покальчук, но сам Президент Украины и сейчас отдает дань уважения и приносит поздравления Героям Великой Отечественной.
Хотелось бы, чтобы мое письмо прочли литератору. Может, станет ему стыдно?
А может быть, кипит в нем злоба? Тогда он вредный человек для общества. Ибо мир спасет только любовь к ближнему.
«ВИВАТ, КОРОЛЬ, ВИВАТ...»
«Нашествие» советских фильмов определенной идеологической окраски наиболее характерно для канала «Интер», чей интернационализм в основном проявляется в отношении России. После окончания парламентских выборов в Российской Федерации на «Интерканале» прозвучало удовлетворение успехом «Единства», а ошеломляющий альянс путинцев и зюгановцев был объявлен победой «здравого смысла». И когда после этого «косяком» пошли «андроповские» сериалы и собственные медиа-проекты чекистской тематики, тотчас подумалось, что эта акция является своеобразным вкладом в предвыборную кампанию господина Путина — бывшего разведчика. Это своего рода ретро-кинематографический мажорный аккомпанемент реставрации коммуно-чекистского государства в России.
Для чего нужна «Интеру» «агитация за Путина»? Трудно сразу понять всю «крутизну» сценария. Возможно, уже подобрали аналогичного нашего «преемника». Или это привычное расшаркивание авансом перед будущим «старшим братом». «Благо», невозможно набить шишки ошибочным поклоном «не тому» — «выбор» стопроцентный.
И вот уже с помощью самобытных кинообразов, созданных талантливыми актерами прошлого, ретушируется, приукрашивается маловыразительный портрет политика, попирающего Мораль, постоянно наращивающего свой рейтинг на трагедии войны так же обыденно и демонстративно, как накачивают мускулы на борцовском татами.
Когда я наблюдаю за этим триумфальным шествием в президенты, всегда параллельно возникает ассоциация с другим политиком и с другими выборами. Он тоже когда-то работал в системе разведки и контрразведки. Личность яркая и неординарная, политик европейского уровня, исповедующий моральные и демократические ценности, ведущий к сплочению украинского общества на основе Патриотизма и европейского выбора. Конечно же, речь идет о Е.К. Марчуке.
И в тех предвыборных баталиях его портрет коварно затушевывался заказными телемазилами подобно тому, как уродуются шедевры Мастеров бездарными копировальщиками. Именно в тот период все наши телеканалы демонстрировали не героических Штирлицев и Кольцовых, не романтику борьбы чекистов с бандитами, а ужасы войны бандитов-энкавэдистов с народом. При этом телеманипуляторы присвоили себе роль «отважных первооткрывателей» белых пятен истории.
Так, вместо того, чтобы служить телезрителям источником правдивой информации, высоких духовных и культурных ценностей, телевидение часто превращает людей в подданных Королевства кривых зеркал, которое навязывает им своих «голых королей».
С НЕЗАВИСИМОСТЬЮ ПРИДЕТСЯ ПОДОЖДАТЬ?
Ваша газета, «Бизнес» и «Зеркало недели» остаются немногими печатными изданиями, которые, на мой взгляд, пытаются сохранить лицо и проявить интеллект. В отличие от телевидения и других газет.
К вам пришло письмо — заявление для прессы известного литератора Юрия Покальчука (далее И. Л.). И. Л. явно недостаточно его литературной известности. Ему не дают покоя лавры Лапикуры. Конечно, не мог И. Л. прочитать в том же номере газеты статью Н. Лигачевой о нашем родном телевидении. Но вряд ли и это помогло бы ему. Не могут наши нью-номенклатурные (раньше применялся эпитет точнее) интеллигенты понять того, что прежде, чем разрушать и запрещать, надо что-то создать.
Какими бы пропагандистскими не выглядели сегодня упоминаемые И.Л. сериалы, качественно, интеллектуально они не сравнимы с создаваемыми сегодня в Украине фильмами. К сожалению. И пропагандируют они больше содержательность, глубину, порядочность, мастерство создателей, чем советский строй. И потому ещё долго будут интересны. А неспособность создать что-то подобное и вызывает негодование известного литератора.
Нельзя не согласиться с утверждением Н. Лигачевой о том, что независимости рождаются и умирают, прежде всего, в интеллектуальной, духовной сферах, а потом уж в экономике и политике. У нас же получился выкидыш. И если вы, Наталья, верите, что интеллектуальная потенция может у кого-то проявиться в окружении известных телеперсонажей, даже под стимулирующим воздействием И. Драча, вы наивны.
Поэтому и с независимостью придется подождать. Может быть, опять долго.