Введением 12-балльной системы в школах Министерство образования имело цель повысить объективность оценивания знаний и достижений учеников. Ведь 12 баллов в три раза больше, чем 4, поэтому такая вариантность, по прогнозам педагогов, должна решить много споров и вопросов. Но, как выяснилось, не меньше задач и дискуссий она и породила.
Если раньше «плюсы-минусы», как говорится, «не шли в журнал», то теперь они всплыли в виде баллов. Новую систему не воспринимают как шкалу оценивания, которая полностью отлична от обычн ой «4 баллки». Наоборот, если рассмотреть «10», «11» и «12» баллов, то в сознании большинства людей, которые имеют дело с оцениванием, они равны «5-», «5» и «5+» соответственно. А некоторые школы вообще не используют «12» баллов как оценку, поскольку считают, что их ученики не способны заслужить «5+». Таким образом, утверждение о том, что эта система имеет в виду отмену негативных оценок и «двоечников», опровергается практикой, ведь в сознании людей самые низшие баллы — это двойки.
Критерии оценивания знаний, установленные Минобразования, слишком завышены. Даже в облегченном варианте. Кроме того, учителя при выставлении оценок отдают предпочтение собственным чувствам, а не нормативным актам. Они отдают предпочтение ученикам, способным вариативно мыслить, проанализировать материал, найти объяснение различным явлениям, а не «зубрилам». А между тем, установить грань между «11» и «12» так же практически невозможно, как и определить время по солнцу с точностью до часа. Ученики считают, что минует по крайней мере пять лет, пока произойдет полная адаптация к нововведению и исчезнут устоявшиеся стереотипы.
Но больше всего возмущение вызывает установление так называемых «лимитов», т.е. ограничений в виде максимального количества баллов за определенный вид деятельности ученика, например, «9» баллов. Потом, при выставлении тематической или семестровой оценки методом подсчета среднего арифметического, существенно занижается реальная оценка знаний ученика, которая полностью противоречит «доктрине Кременя».
Нарекания со стороны учителей, учеников, родителей начались с момента введения этой системы, продолжаются и сейчас. Ученики недовольны четкостью определения критериев оценивания и объяснений учителя по поводу выбора оценки, учителя не в состоянии запомнить то огромное количество критериев и найти учеников, которые бы отвечали наивысшим, а родители просят детей перевести на «нормальный» язык эти «5», «7», «10». И только выяснив, что «5» — это фактически «2», принимают меры по поводу улучшения успеваемости своих чад.
Но Министерство образования добилось своей заповедной, хотя и нигде не афишируемой цели — избавиться от неуспевающих, которые камнем на шее висят у всей системы образования. Ведь сейчас даже «1» балл — позитивная оценка. Вот так-то! Раз — и «двоечников» больше нет! Вместо них — сплошные «пятерочники». И решены все проблемы образования. Раз все успевают — значит эта система является самой эффективной.
И куда там тем американцам с их системой суммарных баллов! Ведь там сразу видно, кто как работал за четверть, за год. У одного 50, у другого — 500. А здесь — у одного две «10» за четверть — ему «10», у другого пять «10» и четыре «11» — ему тоже «10».
Следовательно, система очковтирательства поднялась на новые, недосягаемые высоты. И оказалась еще дальше от объективного выявления реальных возможностей и успехов учеников. А образовательный уровень населения падает все ниже и ниже, и это становится все более и более заметным...