...Много зим я пережила, но незабываемой осталась одна — первая послеоккупационная зима 1944—1945 годов. Как сейчас вижу посреди заснеженного поля два снежных заноса. А под ними добротные землянки, которые невредимыми оставили немецко-фашистские захватчики неподалеку от г. Ковель, что на Волыни. Они — это компенсация за сожженные и до основания разрушенные войной (не природой!) наши дома.
А от холода спасала печка-буржуйка, которая стояла посредине землянки. Среди рук, которые тянулись к теплу, старческие руки деда Федора были особыми: постоянно дрожали, а искривленные покрученные пальцы не разгибались даже тогда, когда, казалось, вот-вот загорятся от прикосновения к металлу, разогретому докрасна.
Тайны старческих рук разгадать мы тогда не могли, как и не могли ответить на вопрос, который он постоянно повторял: «Сколько тому человеку нужно?» Но ответа дедушка и не ожидал, потому что сам себе продолжал говорить: — Когда-то, бывало, съешь миску борща, пирога, запьешь кислым молоком просто из горшка, и уже целый день есть не хочется.
Мы догадывались, что это была его любимая еда, и именно из-за этой «вкусной» болтовни деда и не любили. Стыдила и ругала за это отца и дочь, а моя тетя Мария запрещала при детях даже говорить о еде. Слышал эти разговоры и 19-летний его сын Роман, умирающий от чахотки. До весны Роман не дожил...
Вспоминая сегодня ту зиму, никак представить себе не могу, как тогда выжили. По-видимому, помогала надежда, что с весенним теплом наступит конец войне, а когда живыми вернутся родители, тогда и у нас будет другое жилье, другой будет и пища...
Но долго еще сытыми были от борща «из лебеды», а лакомиться приходилось черствой коркой. Сало, как позже напишет мой земляк, поэт Виктор Лазарук, только снилось. Согреваться приходилось «одной на всех постоянной фуфаечкой» и... танцами. Но как танцевали? Босиком и под гребенку.
Давно своей смертью умер дед Федор, и его вопрос остается и на сегодня без ответа, если и существует вообще.
Хотя, чтобы доказать, как говорят математики, сколько одному здоровому человеку в течение всей его жизни нужно, достаточно прожить одному на безлюдном острове. Но кто же отважится повторить судьбу Робинзона Крузо? Вероятность мизерна, однако возможна при одном условии: присутствие умного робота.
Сегодня я так ответила бы на вопрос деда: потребности человеку диктует время и обстоятельства, в которых он оказывается.
Действительно, разве можно представить сегодня жизнь без холодильника или телевизора, мобильного телефона или интернета и тому подобного? Есть, однако, потребности общие, которые можно даже перечислить: еда, вода, воздух, одежда, жилье, товары быта — так называемые физиологические потребности, которые становятся основой «пирамиды потребностей». Думаю, что понимание «потребностей» (к сожалению или к счастью?) каждого отдельно взятого человека так отличается, как отпечатки пальцев на его руке. Когда же поражает человека «гангрена совести», как высказывался когда-то журналист «Волині-нової» Святослав Крещук, тогда она «молится» не Богу, а деньгам и материальному. Такому человеку еще и хочется пощеголять количеством дорогих автомобилей, дорогими часами, новейшей «мобилкой» или купальником ценой в 30 млн долларов.
Понять «фокусы» самых богатых еще можно, когда эти деньги заработаны честным трудом. Но иногда, читая письменные декларации некоторых известных политиков или государственных служащих, становится не по себе, стыдно и даже жалко их. Так и хочется хоть несколькими гривнями лично этим людям из своего «фонда минимальной пенсии» оказать материальную помощь.
Продолжаю искать ответ на вопрос деда. Однако, читая книгу Андрея Бондарчука «Обірваний корінь нації. Волинська хрестоматія», нашла несколько отличный вопрос: «Ну зачем вам столько»? Автор, народный депутат первого созыва ВР, журналист и писатель, ставит вопрос конкретнее: «То когда же вы, черт возми, напихаете свои воровские бездонные и безмерные карманы, сейфы и животы?». Андрей Бондарчук, как человек с медицинским образованием, человеческое корыстолюбие называет «вирусом наживы» и патологией, бедой, которая «приобрела характер эпидемии». Если непомерные потребности — болезнь, то всем вместе нужно искать лекарства, а когда аппетиты неугомонны, то таких нужно посадить «на диету». Проникаться этим — обязанность всех властей и ее ветвей, а в первую очередь — законодательной. Воюйте себе в ВР словесно. Осторожно также бросайтесь словами «люди хотят войны». Ищите и находите слова для построения мостов, а не глубоких окопов, которые могут превратиться в бездну между богатством и бедностью.
Что делать? Не стоит ли прислушаться к небезразличному избирателю, который советует создать Министерство потребностей, дописав к словам в названии «Министерство доходов и сборов» всего одно слово —«потребностей». Неужели он прав?
Тогда стоит напомнить и глубоко осознать суть научного определения термина «потребности», который изучают даже школьники-старшеклассники в учебнике «Основы экономических знаний»: «Потребности — это внутренние побудительные мотивы деятельности человека».
На первый взгляд — все очень просто. Понял бы это и дед Федор со своим образованием двуклассной церковно-приходской школы. Хорошо понимал еще более старое значение этого термина и Тарас Шевченко — стоит вспомнить его комедию «Сон». Великий Тарас назвал это не потребностью, а судьбой.
Больше всего радуюсь за поколение людей, чья судьба не связана со словом «война». Потому что беда и горе, которое она приносит, нельзя даже сравнить с естественными катаклизмами — наводнениями, буревалами, торнадо, землетрясениями, Челябинским метеоритом и тому подобное. Войны (как и революции) — это не просто стихийное бедствие, а преступление, причем присущее только человеку и являющееся одной из его «дьявольских потребностей».
Неужели этого не понимают лидеры и политики некоторых государств, угрожая войнами сегодня? И с высоты прожитых лет я часто спрашиваю, как когда-то дед Федор себя спрашивал: «Неужели не могли проявить иначе свои способности, свои властные потенциальные возможности без войны те, кто подожег Земной шар Второй мировой войной? Ведь воевали или «самореализовывались» католик Гитлер и православный Сталин, нарушив шестую из десяти христианских заповедей «Не убий», заплатив с обеих сторон высокую цену не деньгами, а человеческой кровью, морями материнских и вдовьих слез. Войны не должны быть чьей-то потребностью!
Припоминаю также, что, выбирая среди многогранников пирамиду, школьники никогда не ошибались и знали, что слово происходит от египетского — пурома — царская могила.
А из большой государственной «пирамиды потребностей» каждый из нас выбирает свое. Но, обремененное ежедневной борьбой за выживание, большинство наших граждан никогда не поймет потребность иметь и ценить свое собственное государство, когда власть не способна обеспечить даже физиологические потребности, которые являются основой пирамиды.
К сожалению, государству «самореализоваться» не удается. Ждем все лучших времен. Они тогда придут, когда украинские фараоны-олигархи не пожалеют денег на построение пирамиды, большей в несколько раз чем египетская пирамида Хеопса. Земли же для площади основы такой пирамиды хватит (а то и останется), когда возвести ее в Чернобыльской зоне. А что? В Европе такого же сооружения нет... Вполне реальная, хотя и иронически-грустная прихоть автора.
Потому что, сколько же еще человеку нужно?