27 июля с.г. во Львове, в день похорон выдающегося патриота Любомира Полюги — охранника и связиста легендарного лидера Романа Шухевича, прервался земной путь еще одной представительницы славной когорты борцов за волю Украины Ярославы Крыжановской-Гасюк.
Незаметно окончила земной путь скромная, но очень незаурядная женщина, которая прошла застенки советских тюрем и гулагов, но не потеряла любовь к Украине, веру в ее лучше будущее.
Родилась Ярослава 28 декабря 1925 года в городе Перемышль Львовского воеводства (теперь Подкарпатское воеводство, Польша). Любила родной город, считала его прекрасным и культурным, а самое главное — украинским. Любовалась искристым Сяном, восхищалась найденными при раскопках руинами замка княжеской эпохи. Там в ее душе сформировалась глубокая любовь к Украине.
Родители — Ануфрий Крыжановский и Мария в девичестве Пашковская. У них родилось пятеро дочек, Ярослава была второй. Отец был квалифицированным мастером-часовщиком. Родители были сознательными украинцами и глубоко религиозными греко-католиками.
Начальное образование Ярослава получила в «Родной Школе» им. Маркияна Шашкевича, где обрела хорошие знания и дух патриотизма. После этой школы успешно сдала экзамены в частную украинскую женскую гимназию, на всю жизнь сохранила память о добрых, талантливых учителях-патриотах этой гимназии. Ярослава очень любила искусство, обладала незаурядными актерскими способностями, вдохновенно играла в театральных спектаклях.
В 1943 году ее приняли в Юношескую ОУН, и она добросовестно старалась оправдать доверие Организации. Ее дом в Перемышли был выгодно расположен около замка, откуда легко было добираться через лес к Корманичам, где базировалась сотня «Бурлаки». Ребята-подпольщики и сам сотенный не раз пробирались к ее дому, а также ее подпольные дороги пересекались со многими легендарными личностями (Маричкой Савчин, Ириной Тимочко, Зеней Карабин, Александром Саноцким, окружным лидером Василием Галасом, Зеней Химкой и другими преданными патриотами Украины).
У Ярославы было псевдо «Ярка», исполняла обязанности связной и медсестры Украинского Красного Креста (УКК) в сотне «Бурлаки», ухаживала за больными и ранеными бойцами УПА, устраивала их в больницы.
В 1946 г. во время депортации украинцев в результате договоренностей между УССР и Польшей о взаимном обмене населением в пограничных районах Ярослава была переселена во Львов. В том же году арестована во время выполнения задания ОУН. В течение двух месяцев ее держали в подвалах здания, где теперь находится Главное управление МВД Украины во Львовской области. Освобождена из-под ареста из-за отсутствия доказательств.
Удалось легализироваться, экстерном получить документ о среднем образовании и в 1947 году поступить во Львовский государственный медицинский институт.
Однако 21 февраля 1948 г. из-за предательства была арестована во второй раз. До октября 1948 года находилась во Львовской тюрьме НКВД № 1 на ул. Лонцкого. Осуждена по ст. 54-1 «а» УК УССР («измена Родины») на 25 лет исправительно-трудовых лагерей и пять лет лишения прав. В октябре в 1948 г. была переведена во Львовскую тюрьму НКВД № 2 на ул. Замарстыновской, в ноябре в 1948 г. — во Львовскую тюрьму НКВД № 4 («Бригидки»), Таким образом познакомилась со всеми львовскими тюрьмами.
В декабре 1948 года Ярославу вместе с другими заключенными этапировали в г. Инта, Коми АРСР (теперь Республика Коми, Россия). Отбывала заключение в одном из исправительно-трудовых лагерей Инты. Сначала работала на ремонтно-строительных работах по строительству города, позже была переведена на кирпичный завод. Во время работы на кирпичном заводе была участницей местной культбригады.
В 1953 году, после смерти тирана, которого величали «отцом народов», наступило послабление режима в гулаговских лагерях. Тогда в лагере №4 в Инте измученные, но мужественные и непокоренные женщины и девушки организовали самодеятельный художественный коллектив, который ставил даже оперы и балеты. Об этом в своих воспоминаниях писала Ярослава, принимавшая в них участие. С восторгом вспоминала, как много профессиональных художников и талантливых любителей было задействовано в этих постановках. А мы с болью видим, сколько талантов калечила, уничтожала бездушная тоталитарная система.
Освобождена в июне 1956 года. Вернулась во Львов, вышла замуж за Олега Гасюка, известного бандуриста, бывшего политзаключенного. У них родилась дочка.
Ярослава Крыжановская-Гасюк окончила финансовый техникум и работала по этой профессией.
Во время Украинского Возрождения она включилась в общественно-патриотическую деятельность, была членом оргкомитета по созданию Руха и Союза политзаключенных. Когда на волне перестройки 1988-1989 гг. образовалось Украинское добровольное культурно-просветительское правозащитное общество «Мемориал» имени Василия Стуса, Ярослава Крыжановская-Гасюк активно участвовала в работе львовской организации этого общества, работала там 12 лет.
Даже имея почтенные года, пока позволяло здоровье, была членом Союза политзаключенных, городского центра общества «Рідна Школа», общества «Надсяння», Всеукраинского объединения ветеранов.
Пани Ярослава была на удивление мягкой и скромной личностью. Искренняя патриотка Украины, она никогда не выдвигалась на передний план, лишь тихо и добросовестно поддерживала все патриотические общественные мероприятия. Возможно, именно поэтому о ней мало говорилось в украинских масс-медиа.
Досадно, что незаметной для общества стала ее кончина, что не была оповещена широкая общественность об отходе в мир иной достойной украинки-героини, лишь ближайший круг ее родных и друзей, в частности центр общества «Рідна Школа» им. Константины Малицкой и представительницы Лиги Украинских Женщин провели ее в последний путь.
Но память о Ярославе Крыжанивской-Гасюк должна жить в сердцах украинцев, ведь ее личность, ее жизненный путь — это прекрасный благодатный образец настоящей любви к Украине и служения ей.