Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сосница ждет своего верного сына

К 50-летию памяти А.П. Довженко
10 ноября, 2006 - 19:48

Очарованием осенних цветов в яблоневом саду, украшением кленовой аллеи и златоверхих березок у плетня, нежным запахом лесов, который доносится легким ветерком из-за Десны, встречает довженковская усадьба своего хозяина. Ждет, что вот-вот спустя полвека, как оставил земную жизнь, он вернется домой, где так свято почитают его и любят.

«Земле рідна, прийми мене хоч мертвого...» Какими же еще заветными словами можно выразить свою любовь к родной земле, к родному краю, как написал в своих записных книжках гений мирового киноискусства А. Довженко. В них — боль сердца, крик души и повеление для тех, кто живой — исполнить его последнее пожелание!

«Благословенна будь, моя многострадальная земля! Удачной тебе доли! Дай разум и совесть руководителям твоим. Благословенным будь, народ мой ласковый, добрый! Будь сильным, терпеливым.

Помяни меня, мученика. Не презри моих слез, когда плакал я над твоей судьбой в страшные времена немецкой неволи. И когда будут топтать перед тобой имя мое малое, если это будет нужно зачем-то нечистым злым людям, не отринь меня и дай мне умереть на своей земле, которая дала мне хлеб и сердце, любовь и обычаи твои, и радость творчества, и труд, и великую печаль, и страдание».

«Господи, помоги мне!»

Как приказ, как благоговейное Завещание звучат и сегодня его многострадальные прижизненные обращения к руководителям и друзьям: «Если же... умру здесь от печали в тяжелом одиночестве, я прошу Вас только об одном — пусть возьмут тогда из моей груди сердце и похоронят его на окровавленной родине моей...».

Не исполнены ни завещание, ни последние пожелания непревзойденного мастера кино и художника слова. Не отреагировали ни в Москве, ни в Киеве, где отказали в удовлетворении просьбы семьи принять в лоно украинской земли священное тело Великого Человека в тот день, когда уже перестало биться его пламенное сердце.

Вот уже 50 лет покоится прах Александра Петровича Довженко на Новодевичьем кладбище в Москве, где, как будто предчувствуя свою трагическую посмертную судьбу, он писал: «Лежу с разбитым сердцем в лесу под Москвой. Землю снегом заметает...».

Общественность Соснитчины неоднократно в дни юбилеев поднимала вопрос о перенесении праха Александра Петровича на родную землю. Но все, вопреки воле кинохудожника и пожеланиям его земляков, оставалось без изменений.

Наконец, Президент Украины дал надежду, что Александр Петрович будет на родной земле. В Соснице был создан районный оргкомитет по выполнению поручения Президента в отношении изучения общественного мнения по завещанию Довженко и подготовке к 50-летию памяти А.П. Довженко во главе с депутатом, председателем районного совета Василием Евгеньевичем Волошко. Даже священнослужители различных религиозных конфессий единодушно поддержали инициативу перезахоронения праха Довженко.

Оргкомитет решил провести в Соснице встречу земляков — выдающихся людей нашего края, посвященную значительному событию. С этой целью были написаны во все концы письма, а меня, как журналиста, которая много писала об Александре Довженко, хорошо знала и была знакома с его племянниками — Александром и Тарасом Дудками, делегировали в Москву, чтобы лично вручить приглашение им и члену Международного союза журналистов — Юрию Билыку, полковнику медицинской службы Константину Драгунцову, председателю Черниговского землячества в России Федору Яроцкому, работнику Украинского центра Христе Кашубе и другим нашим знаменитостям, которые нашли возможность приехать в Сосницу и выступить с речами в доме культуры на большом собрании, где было около пятисот сосничан и гостей.

Недавно поступило письмо от довженковского племянника — академика Российской академии медицинских наук Тараса Николаевича Дудкo, который просит передать лично его Обращение к Президенту Украины В.А. Ющенко, с подтверждением высказанного во время встречи в Соснице его неуклонного желания — перенести прах родного Александра Петровича только в Сосницу. Чтобы душа его упокоилась, что прах лежит в родной сосницкой земле, в месте светлом, спокойном, «где нет ни печали, ни воздыхания», «где праведники упокоеваются и жизнь бесконечна».

Земляк, однофамилец, а возможно, и дальний родственник Президента: «Уважаемая Наталья Федоровна!.. Вы спрашиваете мое мнение о перезахоронении праха Александра Довженко в Сосницу. — Это мнение настоящих патриотов. Желание поставить свою подпись под принятым Обращением к Президенту выразил и заслуженный деятель культуры и искусств, лауреат премий, известный украинский поэт — Олекса Яковлевич Ющенко.

Вместе с другим письмом Олекса Яковлевич послал свое новое стихотворение «Хаті вклонюсь Довженковій» и вырезку из газеты «Слово просвіти» статьи «Вернется ли Довженко в Украину?». В ней есть такие строки: «Довженко через столетие повторил судьбу Тараса Шевченко... хотя, если Шевченко уже в год его смерти был перезахоронен в Украине, то прах Довженко до сих пор покоится в Москве...». И далее. «Где перезахоронить классика украинской литературы и кино?.. Опять же, по аналогии с Шевченко, лучшим местом упокоения должна быть его родная Сосница на Черниговщине, небольшой городок, неподалеку от зачарованной Десны, воспетой художником. Именно здесь завещал его похоронить и сам Довженко.

И, к сожалению, последняя воля покойного не была исполнена».

А лучше всего определил место своего пребывания сам Довженко в письме к матери и сестре: «Пишу одну повесть о деде, отце, матери и обо всей, одним словом, нашей сосницкой жизни, еще когда я был маленьким, у вас и счастливым... Почему-то я часто, если не ежедневно, вспоминаю Сосницу и Вас всех, особенно отца и Вас, моя родная старенькая мама. Мне Сосница даже во сне снится... Временами мне тяжело вспоминать о Киеве, с которым связано в моей жизни так много несчастья».

О своей любви к Соснице он писал в письмах к Юрию Смоличу: «Юра, когда я приеду, повези меня куда-то на Десну... Похожу босой по ее чистой нетронутой сыпи, попью ее родной мягкой воды, поплачу, подобрею».

Он душой болел за сосничан, которые «знали труд, мир, щедрость и добро».

В письме к A.М. Пидсухе уже в 1956 году писал: «Очень дорожу хорошими вестями из далекой Десны... Высматриваю лодки из далекого края, и, друг мой, иногда темнеет в глазах и жаль мне...»

Есть и такие слова: «Иногда смотря в окно, переношусь мыслью на Украину, на Десну, и плыву на лодке-дубе меж берегами и меж лозами и тополями, и небо словно улыбается мне из далекой невозвратной давности».

О своей безграничной любви к родной Десне, к Соснице он писал в письмах к Ю. Тимошенко, к Л.М. Чернявскому, к В.В. Вишневскому, искренние строки и безграничные слова любви выражал в бессмертных «Щоденниках».

25 ноября проходит 50 лет после смерти Александра Довженко. Можем ли мы — довженковские земляки, украинцы, не отнестись с уважением к памяти гениального человека?!

Окончательным решением этого вопроса стало обращение В. Ющенко к Президенту России В. Путину с просьбой положительного решения данного вопроса: «... накануне ... 50-летия со дня его смерти, наш человеческий долг усматривается в том, чтобы исполнить последнюю волю А.П. Довженко и перезахоронить его прах в родной земле».

Приняты соответствующие решения по поводу перезахоронения праха А.П. Довженко Сосницкими районным и поселковым советами. После обсуждения данного вопроса на сессии Черниговского областного совета, Обращение к В. Ющенко было подписано и гостями из Киева — главой Департамента Украинского кино — Анной Павловной Чмиль, пресс-секретарем киностудии им. А.П. Довженко — Еленой Дмитриевной Возгоменчук, председателем оргкомитета кинофестиваля — Юрием Пилипецем, писателем, журналистом, кинокритиком, лауреатом Государственной премии им. Т.Г. Шевченко, заслуженным деятелем Украины — Николаем Архиповичем Шудрею, писателем, лауреатом премии им. Котляревского, Леся Курбаса — Николаем Игнатьевичем Лабинским, руководителем проектов Национального совета молодежных организаций — Мариной Канавец. Родственники кинорежиссера, внук его родного дяди Самийла — Леонид Павлович Довженко со своей женой Евдокией Константиновной и дочкой Ириной, двоюродные племянники А.П. Довженко Иван Иванович Запорожец и Виктор Иванович Запорожец, родственники Довженко — Владимир и Леонид с семьями, Елена Васильевна Коленко вместе со всеми в принятом на этих торжествах Обращении записали: «До 25 ноября осталось немного времени. Исполнение Завещания А.П. Довженко — похоронить на родной земле — перенесение его праха из Москвы в его родную Сосницу к этой дате — будет ему высшей посмертной наградой от Президента Украины и всего украинского народа».

Василий ВОЛОШКО, председатель Сосницкого районного совета Наталья РЕШОДЬКО, член Национального союза журналистов Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ