Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спасение с неба

15 мая, 2004 - 00:00

В феврале 1944 года Сталин наконец согласился с неоднократными предложениями Рузвельта создать на территории СССР американскую военно- воздушную базу «летающих крепостей» (тяжелых бомбардировщиков). Такая база была создана на Полтавщине (Полтава, Миргород, Пирятин) под кодовым названием «Френтик» и действовала до конца войны. Считая для себя это дело первоочередным, президент США направил в Полтаву в составе военной делегации своего сына Эллиота, капитана ВВС США. Именно это событие в дальнейшем сыграло решающую роль в судьбе девятнадцатилетнего полтавчанина Петра, сына «врага народа», расстрелянного в 1937 году...

Беспризорность и все, что связано с ней, привели мальчика в Херсонскую детскую колонию. Полуторагодовой срок заключения Петр сократил себе сам — бежал из колонии. Осенью 1941-го, когда в Полтаву ворвались немцы, 16-летний Петр решил бороться с фашистским нашествием собственными силами. У него было большое желание бороться, но не было умения. Поэтому вскоре он оказался за решеткой. Но бежал из- под стражи, сменил свою фамилию и вместе с ровесником Николаем в январе 1942 – го направился в лес к партизанам. Однако «народные мстители» были схвачены немцами и посажены в полтавскую тюрьму. В мае Петра освободили и в остарбайтерском поезде повезли на Запад. В Варшаве юноша исчез. Через день его сняли с военного эшелона, который направлялся на Восток, и отправили на судостроительный завод в г. Штеттине. Потом опять был неудачный побег и угольная шахта. Спустя некоторое время полтавчанин связал свою судьбу с польским подпольем. По его приказу Петр содействовал побегу из плена двух советских офицеров. Побег прошел гладко, но в дело вмешался предатель. После страшных пыток юношу бросили в тюрьму. Потом были печально известные концлагеря Освенцим, Маутхаузен и, наконец, концлагерь при танковом заводе в Линце.

Во второй половине 1944 года над австрийским городом Линцем начали появляться американские «летающие крепости». Летали они с украинской Полтавы курсом на Англию или южную Францию. Сбросив бомбы на немецкие военные объекты и заправившись на Западе, самолеты возвращались в Украину и на обратном пути опять бомбардировали. Однажды в сентябрьское утро восемь узников концлагеря в Линце, воспользовавшись бомбардировкой американцами танкового завода, прорвали колючую проволоку и направились к Дунаю. Среди тех беглецов был и Петр, который в последний раз поставил свою жизнь на карту, твердо помня, что за побег из концлагеря — смерть.

Оправившись после побега, эсэсовская охрана бросилась к реке. Автоматные очереди вскипятили воду. Когда пули легли совсем близко, в воображении Петра на мгновение появилось заплаканное лицо матери. Это добавило парню силы. Выйдя на противоположный берег Дуная и переведя дыхание, полуголый Петр побрел по густому кустарнику вдоль реки, напрягая зрение и слух и избегая возможной встречи с людьми. А в это время местное радио оповестило население округи, что из концлагеря бежали восемь опаснейших преступников. Местное население должно быть очень бдительным и всячески содействовать власти в поимке беглецов. Голова пойманного преступника оценивалась в 500 немецких марок.

...Их было четверо. Молодые гражданские австрийцы, вероятно, долго ждали «зверя», который, наконец, сам попал в их ловушку. Закрыв на руках Петра наручники, они повели его из леса. Убедившись, что поймали именно того, кого так долго ждали, австрийцы запихнули Петра в автомобиль и помчались в концлагерь сдавать «товар».

Он упал на холодный пол в бункере и словно провалился сквозь землю — заснул. Теперь, как только рассветет, его выведут на лагерную площадь, поставят под виселицей, и дежурный офицер зачитает перед пятью тысячами выстроенных заключенных смертный приговор беглецу.

...Но вот закачался под лежащим пол, земля. От страшного бомбового грохота Петр пришел в сознание и он понял: «полтавские» американцы вновь посетили Линц. В тот день эсэсовцам было не до беглеца — взрывная волна разрушила эсэсовскую казарму, под обломками которой погибло много охранников. А 5 мая 1945 года в концлагерь в Линце въехали два американских танка.

В 1994 году в Полтаве проходили торжества по случаю 50 – летия операции «Френтик». Седой американец в военном, активный участник тех боевых действий, сказал Петру Ивановичу через переводчицу: «Бог сохранил тогда нас обоих: меня — в небе, а тебя — на земле, за колючей проволокой, чтобы нам через полвека встретиться на мирной полтавской земле, крепко пожать друг другу руки». Немного подумав, добавил: «Послевоенные годы в Америке я прожил счастливо в окружении детей и внуков». О своей послевоенной жизни бывший заключенный концлагеря многозначительно промолчал.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ