Заслуженному художнику Станиславу Войцеховскому, картины которого побывали в 62 странах мира, 13 марта исполняется 80 лет. Из них ориентировочно тридцать лет он живет в курортном Ворзеле.
Полотна художника украшают Украинский Фонд культуры, имеются в частных коллекциях Канады, Германии, Польши, Голландии, Австрии, ОАЕ.
Родился Станислав Иванович Войцеховский в 1939 году на Киевщине, в селе Чепеловка, что близ Узина, в семье бухгалтера. Рисовать начал с детства. Окончил Киевское художественно- ремесленное училище, а потом — Львовский полиграфический институт.
О своих молодых годах пан Станислав вспоминает с особым трепетом. То были шестидесятые — с их свободомыслием, творческими подъемами. А еще — первые выставки, к которым с друзьями готовились с особым рвением. Чтобы не тратить время на дорогу в общежитие, даже ночевали в залах, на подоконнике.
Работал в Художественном фонде Украины, занимался графикой, монументальным искусством, скульптурой, дизайном.
МУЗЫКА ДЕРЕВА
В начале 90-х стал работать со шпоном. Это — «рисование» деревом по дереву. «Красками» служит шпон — тонкие срезы с разноцветных пород деревьев (тополя, бука, клена, ореха, красного дерева, березы, лимонного дерева и тому подобное). Иногда в этих срезах художник видит часть картины, которая требует лишь небольшой детализации. Картины из таких больших пластин относятся к работам, выполненным в технике маркетри. Картины из маленьких кусочков — это уже интарсия.
В соответствии с нарисованной композицией художник наклеивает шпон, кладет под пресс, шлифует, лакирует. Техника требует невероятной филигранности.
Станислав Войцеховский настолько искусно «рисует» картины шпоном, что не верится, что его Бетховен, Богодар Которович или Тарас Шевченко с их одухотворенностью, смятением, эмоциями созданы не красками.
Всего в багаже художника почти 600 картин, выполненных в технике интарсии (маркетри).
ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ
На 16 лет в его жизнь вошел Институт гражданской авиации, который, перестраиваясь, прирастал новыми корпусами. Художественное оформление у них — от Станислава Войцеховского. Причастность к авиации переросла в увлечение темой космоса, которая красной нитью проходит сквозь его творчество.
Войцеховский часто изображает землю с высоты, из космоса. Наша земля во Вселенной маленькая и беззащитная. С угрозами не только космическими, но и рукотворными. Самая знаковая его картина — «SOS». Картина — предостережение, созданная после Чернобыльской аварии, выставлялась в 62 странах мира.
Религиозная тема — одна из самых значимых в его творчестве. «Тайная Вечеря» поражает своей космичностью, вселенскостью. Усиливает это впечатление контраст цветов — освещенное космической пулей действо Тайной Вечери и темнота космоса.
«14 стаций Иисуса Христа» — скрупулезный, подвижнический труд, посвященный последним земным часам Иисуса Христа. Здесь, пожалуй, больше всего ощущается высокое мастерство, филигранность мастера, его глубокое проникновение в суть происходящего.
ШАХМАТЫ, АКРИЛОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Три года пан Станислав посвятил шахматам. Используя свои наработки, создал шахматные композиции на темы: славяне, пришельцы, амазонки, монстры. Все 62 фигуры разные, не повторяют друг друга. К ним сделал и специальные столы, инкрустированные шпоном.
Последние годы Станислав Войцеховский работал над картинами, написанными в технике акриловой живописи. Среди них — портреты членов его семьи, серия «Знаки Зодиака» и сюжеты на космическую тематику.
Последняя работа художника — проект декоративной отделки частного дома. Проект тематически посвящен светской жизни и быту Киевской Руси Х века, в частности, сценам охот, игрищам, образам животных и птиц.
Персональные выставки заслуженного художника Украины, члена Национального союза художников Станислава Войцеховского на протяжении последних лет прошли в киевском Доме актера, в родном Ворзеле, в Ирпене, в художественной галерее дворца искусств Национального технического университета «Киевский политехнический институт».