Опубликованный в «Дне» (№162 от 9.09.2000) материал «Герои асфальта», в котором описывался метод «зарабатывания» денег путем сознательного попадания под автомобиль, вызвал широкий резонанс среди наших читателей как пешеходов, так и водителей. Одно из таких писем мы предлагаем вашему вниманию.
К сожалению, помимо тенденции, описанной в материале «Герои асфальта», существует еще ряд проблем, усугубляющих и без того безрадостную картину на украинских дорогах. Например, очень уж низкое, по сравнению с европейскими соседями, чувство взаимной ответственности отечественных водителей.
Чувство ответственности — один из наиболее важных социальных «инстинктов». Оно намного прагматичнее, нежели иные, более «умозрительные» категории, так как требует от человека ежеминутного самоконтроля. В детстве большинству из нас рассказывают про ответственность за тех, «кого мы приручили». С каждым прожитым годом мера гражданской ответственности все возрастает. А в определенных случаях следует говорить даже о двойной ответственности. В частности, когда речь идет о владельцах транспортных средств, которые поневоле входят в «группу повышенного риска», что отражено в сухой статистике ДТП.
Именно поэтому в каждой отдельной истории, повествующей о «нехорошем» водителе и «пострадавшем» пешеходе, необходимо четко представлять себе, что в смысле изначальной ответственности друг перед другом они принадлежат к разным категориям. Поэтому в большинстве случаев принято утверждать, что пешеход всегда прав, а владелец транспортного средства — нет. И, пожалуй, это главное отличие между людьми, пребывающими по разную сторону ветрового стекла. Вот, к примеру, история, происшедшая совсем недавно в городе N.
Пенсионер Иван Николаевич спешил на собственную свадьбу. Серебрянную. В едва подрагивающих руках он бережно сжимал небольшой сверток. Это был подарок нежно любимой супруге Наталье Игнатьевне, приобретенный в одном из киевских антикварных магазинов. Ивану Николаевичу понадобилось почти два года, чтобы собрать нужную сумму, хотя о ее «запредельности» можно рассуждать только в контексте скудных доходов престарелой четы.
Ему оставалось перейти улицу и нырнуть в подворотню ветхой хрущевской пятиэтажки. Уже ступив на пешеходный переход, Иван Николаевич заметил, что загорелся красный свет. Но предвкушение «торжественного момента» не позволило ему остановиться. Последнее, что помнил Иван Николаевич, — скрип тормозов и боль. От удара он потерял сознание, а сверток упал на асфальт.
Его содержимое развалилось на части. Это была обыкновенная и даже простоватая глиняная китайская чаша эпохи Сун, которую прибывший на место происшествия сержант ГАИ классифицировал, как «разбитый цветочный горшок».
В ситуации, когда пешеход немножко опоздал, а водитель немножко поспешил, почти всегда ответственность ложится на плечи владельца транспортного средства. В данном случае «невезучему» автолюбителю пришлось удивляться дважды. Ведь кроме возмещения ущерба здоровью пострадавшего пенсионера ему пришлось раскошелиться еще и за разбитый горшок, стоимость которого оказалась дополнительным потрясением для неискушенного в антиквариате автомобилиста. И его можно понять. Хотя бы просто по-человечески. Ведь совершенно неожиданно судьба преподносит ему такой нелепый сюрприз, грозящий если не полным разорением, то, по крайней мере, значительными расходами. И кто (или что) может защитить его в подобной ситуации? И вообще может ли он в таком случае ожидать какой-либо помощи и от кого?