Книга «Украина: путь к себе. Проблемы общественной трансформации» издана в Киеве еще в 1999 году. Она привлекает своей достоверностью. В ней вмещены животрепещущие картины нашей современной жизни с достоверными оценками различных явлений, последовательностью изложения, с широким кругозором и сопоставлениями. И авторы — известные политологи и публицисты: доктор философских наук Василий Кремень и доктор исторических наук Василий Ткаченко.
В книге подан богатый фактический материал. Так, летом 1995 года, по данным службы Социс-Гелап, на социально-экономические вопросы респонденты дали такие ответы: 43,1% — за смешанную экономику с элементами рыночной и плановой, только за рыночную — 20,9%, только за плановую — 11,7%. Теперь возьмем для сравнения данные опроса за 2006 год и увидим, что количество сторонников сочетания плановой экономики и рыночной увеличилось, а только рыночной уменьшилось. А вот показатель, который не изменился: почти три четверти населения и в 1995 году, и в нынешнем заявили, что они живут за чертой бедности.
Невероятно! Десять лет экономических преобразований стали годами человеческих лишений, в их жизни за этот значительный промежуток времени нет заметного улучшения, лишь некоторые изменения к лучшему, в первую очередь, в вопросах социальной защиты. Почему?
За этот период у нас не появился такой государственный деятель, как министр экономики, а позже канцлер ФРГ Людвиг Ерхард — творец немецкого «экономического чуда», который добился быстрого подъема экономики своей страны после Второй мировой войны. Но нам известно, что он придавал большое значение сотрудничеству между всеми участниками производственного процесса и тому, чтобы доходы и прибыли всех распределялись в соответствии с их индивидуальным взносом в этот процесс. В Японии создана такая премиальная система оплаты труда, когда работник с годами получает надбавки к зарплате, и таким образом перед выходом на пенсию он зарабатывает значительно больше, чем в начале рабочей деятельности. А это способствует закреплению кадров на одном предприятии и росту профессионального мастерства. В Китае достаточно успешные экономические реформы связаны с именем одного из руководителей — Ден Сяо Пином, по его рекомендации учиться за границу поехали тысячи юношей и девушек. И все — на экономические факультеты.
Т.е. в большинстве стран мира придерживаются такого мнения, что труд и капитал должны сосуществовать, а не противостоять друг другу, и чем теснее между ними сотрудничество, тем успешнее результаты для обеих сторон — работников и тех, кто обеспечивает производственную деятельность. И в Советском Союзе во времена тоталитарного социализма зарплата выдавалась строго в определенные сроки, опоздание на один-два дня становилось чрезвычайным событием, в последние десятилетия начали выдавать и так называемую тринадцатую зарплату по итогам года. Крупные предприятия имели свою медчасть, где работники обслуживались бесплатно, базы отдыха и пионерские лагеря для детей за символическую плату, общежития, велось также интенсивное строительство жилья.
Однако в годы независимости эта традиция заботы о трудящихся не получила распространения, более того, забылась и стала отходить в прошлое. Нарушались сроки выдачи зарплаты, возникла задолженность в оплате труда, что вызвало даже забастовки рабочих. Осуществленная приватизация повлекла потерю государственных прибыльных предприятий, господство в экономике олигархического капитала. А в общем наша промышленность и до сих пор никак не может выйти на рубежи последнего советского года, миллионы трудоспособных украинцев вынуждены выезжать за границу в поисках заработка. В переходный период, включающий перестройку экономики на рыночных условиях, возрождение нации и перестройку собственного государства на демократических принципах, наша власть, в первую очередь центральная, своевременно не смогла среагировать на все отступления и недостатки в выполнении принятых программ.
Вот как оценивают авторы книги пройденный нами путь: «Однако в своем искреннем стремлении как можно скорее отказаться от наследия тоталитаризма мы настолько безоговорочно пошли по пути либерализации общественных отношений, что оказались на границе анархии властной вертикали центра и своеволия бюрократизма на местах». Здесь правильно отмечаются и все наши надежды в ходе общественно-политических преобразований в стране. И ошибки на этом пути. И что же нужно, в первую очередь, делать, на что обратить особое внимание? Мнение ученых таково: «Анализ практически всех нынешних социально-экономических проблем Украины приводит к выводу: выход из кризиса невозможен без усиления государства и его национальной (на противоположность компрадорской) ориентации».
На чем основывается такой вполне понятный вывод? На том, что в прошлом мы — страна безгосударственная. Мы не имели после княжьих времен своего государства, за исключением периода гетманства, когда Украина, хотя и была в составе Польши или России, но фактически вела самостоятельное управление, и тех считанных месяцев в годы революции и гражданской войны, когда существовала УНР. Потом в составе СССР Украина пребывала в статусе республики со своей Конституцией, но во всем подчинялась союзному центру в Москве.
Поэтому с первых дней независимости нужно было наполнять все ранее созданные органы государственной власти реальным содержанием создания нового государства, совершить такие свойственные независимой и суверенной стране шаги, которые требовали бы своего решения, были необходимы, понятны и засвидетельствовали бы дееспособность новой власти. Среди них можно назвать ликвидацию символов старой власти, переименование городов, сел, улиц или возврат их давних названий, утверждение украинского языка как государственного, постепенное возвращение к источникам своей истории и культуры. Но именно здесь воцарились тишина и покой, как будто теперь уже ничего и не нужно, все как-то само собой образуется. Нет, ничего без необходимых усилий не достигнешь, само по себе все лишь покрывается пылью и поджидает удобное время, дабы напомнить о себе, посеять недоверие и сумятицу в душах людей, а потом еще и стать предметом споров, откровенных нападок недоброжелателей.
Что человека поддерживает в часы испытаний? В чем он находит вдохновение и силу? В том, что всегда с ним, в тех ценностях, свойственных всему народу, которые становятся опорой наших убеждений. Национальная идея становления новой независимой соборной Украины — величественна и животворна. Поэтому до каких пор мы будем распылять свои силы и способности, пребывать в плену порочных представлений и нищенствовать? Сдвинуть с места этот массив приобретенных в наследие и уже созданных нами проблем и трудностей можно лишь так — начать работать на Украину. И не спрашивать, что она дала тебе, а задуматься, что ты сделал для нее, и является ли то сделанное тобой правильным и полезным. Ведь годы проходят, все меняется в быстротечном мире, одни мы стоим на месте и все размышляем над своей судьбой.
Как и в других странах, нужно привлекать наших тружеников к управлению производством с целью преодоления отчужденности человека от производственных процессов, чтобы он мог уверенно и достойно сказать о своем рабочем месте: «Это мой завод, моя фабрика, мое акционерное общество». А следом должно также идти и активное участие в общественных и политических процессах в Украине, которое будет содействовать воспитанию человека, живущего интересами своего народа, национально сознательного гражданина. Это и должно стать весомой составляющей национальной идеи.
Уже много лет у нас звучит, как заклинание, слово «либерализм», употребляется оно в прямом и переносном значении и стало многозначным. Проводится, говорят, либерализация визового режима, а правильно будет сказать — упрощение. Иногда либерализм употребляют в таком ряду слов, что оно звучит как свобода, однако — это разные понятия. У нас проводят либеральные реформы в экономике, вследствие «мы имеем то, что имеем», т.е. — пропасть в доходах между бедными и богатыми, а это уже вызывает удивление за границей. Отсюда и вытекает, что наш либерализм — ни что иное, как самое обыкновенное очковтирательство, камуфляж, дымовая завеса, под прикрытием которой у нас образовался олигархический капитализм. Настоящий либерализм мы видим в Японии, где высокое материальное и социальное обеспечение трудящихся, и этому в значительной мере содействовала правящая либерально-демократическая партия. В Германии одной из ведущих партий является социал- демократическая, которая также заботится о своем народе, ведь жизненный уровень населения там достаточно высок.
И либерализм, и социализм, но не советский, а в его истинном значении — это мировые политико-идеологические доктрины. Сами по себе они не являются залогом успеха, к этому ведет жизненная практика людей, их исторические традиции, опыт.
Вполне справедливым является мнение авторов книги о том, что вывести Украину из кризиса может лишь многомиллионная армия крестьян, работников промышленности, науки, образования, культуры, здравоохранения. При одном условии: нужно прибавить — когда о людях беспокоятся, а не пытаются отобрать у них как можно больше. В книге представлены и такие показатели: отвечая на вопрос, чего не достает Украине, чтобы выйти из кризиса, 78% опрошенных отметили — умных людей, 45,7% — честных политиков, которых бы волновали интересы страны.
А где же наши умные люди, высококвалифицированные специалисты? Многие из них работают за границей, другие — дома. Всегда ли востребованы их способности, учитываются ли они, в частности, в тех назначениях, которые мы наблюдаем сегодня? Ведь профессионализм — это всегда профессионализм, без него, как говорится, «не сюда и не туда». Чтобы достойно выглядеть среди других европейских государств, мы должны полагаться на самих себя, на собственные национальные и патриотические силы, которые могут, взяв бразды правления, достичь коренного улучшения жизни своего народа и дать надлежащий равнозначный ответ на все вызовы времени.
Процесс создания государства — это знание, воля и решительность, забота об общественном благе, а не о личных или групповых интересах, небезразличное созерцание происходящего вокруг, а приведение в действие всех государственных механизмов, дабы исправить ситуацию, достичь законности и правопорядка.