Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Только во Львове»

Апология Города и Центра, где зарождались исторические инициативы
12 апреля, 2008 - 00:00

Чтобы рассказать о нем, не нужны особые поводы. Нужно просто любить его и немного хорошего настроения.

В центре более чем 800-летнего города, на площади Рынок, куда не глянь, налево или направо, какие древние каменные стены домов не тронь, где в земле не копни — везде история. Его улицами, слишком узкими и извилистыми для чужака-пришельца, ходили выдающиеся люди, имена которых дошли до нас или растворились в почти физически ощутимой его ауре. Еще при последних Галицких королях из рода Романовичей в нем утвердилось «немецкое», то есть Магдебургское право самоуправления: с Ратушей на главной площади, со своими мудрыми и прагматическими ратманами (советниками) магистратуры. И неизвестно с каких времен берут свое начало львовские батяры—острословы и балагуры, которые создали колоритный городской фольклор. Но это уже известного Юзя-Обсерватора, знатока легенд Львова и его древностей Юрка Винничука нужно спросить. Простите, пан Юрко, что осмелился сунуть полноги в ваш город. Нет-нет, ваших знаменитых «Дів ночі» трогать не буду, а что касается другого не зарекаюсь. Потому что это и мой Город.

Он никогда не жил войнами. С давних времен город Льва богател торговлей и частным промышленным предпринимательством. Отсюда известные названия: Галицкие контракты, галицкое кооперативное движение со своим знаменитым «Свій до свого по своє». Поэтому и перехожу к серьезному: к инициативам, которые были важны для нашего западного края и для Украины в целом. Таких починов на протяжении веков, да и последних десятилетий было много. Простой их перечень занял бы немало места. Ограничусь наиболее выдающимися.

В 1591 г. во Львове была построена Братская типография, книги которой читали не только в Украине, но и в Литве (Беларуси), Молдове, Болгарии, Черногории. Через пять лет организована братская школа, где обучение проводилось на тогдашнем «руськом» (украинском) литературном языке. Изучали, кроме украинской грамматики, греческий, латинский, польский языки, математику, астрономию, риторику и философию, преимущественно древних эллинов и римлян. А в 1661 г. был основан университет — первый на территории восточных славян.

С 30-х годов позапрошлого века началось национальное пробуждение, которое активизировалось с наступлением «весны народов» (1848 г.). На арену выступила новая галицкая интеллигенция, у которой были связи с Западом и которая воспринимала идеи романтизма и либерально-демократические доктрины в общественной, политической и экономической жизни, приводившая «до розуміння і цінування свого народу» (И. Крипьякевич). Это были молодые национально сознательные люди с чувствами патриотизма. Тогда же в 1848 г. в Львове была создана Главная Руська Рада, которая действовала легально, имела активные контакты с тогдашней австрийской властью, организовывала такие же Рады в уездных городах. Там же, в Львове, на деньги богатых людей-патриотов начала выходить первая своя национальная газета «Зоря Галицька». В 1861 г. создана «Руська Бесіда» — общественный информац ионно-политический и интеллектуальный клуб львовян, а спустя семь лет основана «Просвіта» — не только просветительская, но также хозяйственно-экономическая организация галичан, которая занималась вопросами новой агротехники и зооветеринарии для крестьян, кредитными обществами, современными в то время технологиями производства мясомолочной продукции и организации торговли, в т. ч. на экспорт. В самую Голландию. По своим ценам.

Подробнее рассказывать не буду, достаточно этого короткого наброска. Обобщение такое: здесь приучали своих земляков к самоорганизации во всем, не подогревая надежд на государственную власть. От нее требовалось не препятствовать инициативе граждан, а в меру желаемого содействовать им; обеспечивать личную свободу; заботиться об общественной безопасности от воров, дома и вне дома, на работе и отдыхе. Так создавалось консолидированное общество.

Но перейдем к более близким нам временам. Город Льва еще не забыл примеров инициативы и самоорганизации. В нем на рубеже 1991—1992 годов, при Вячеславе Чорновиле, возникла и была частично реализована идея Галицкой Ассамблеи, которая охватила семь областей. Не по вкусу это было президенту Л. Кравчуку, нашел способы потихоньку развалить ее. После отъезда Вячеслава Максимовича в 1992 году в Киев не нашлось во Львове такого же авторитетного и влиятельного человека среди руководителей соседних областей, который бы сплотил их на полезные для всех дела. Каждый из них, видите, захотел быть сам себе хозяином. Теперь вот, ослабленные от наездов всяких губски-гопников из-за пределов Галичины, кто как может отбивается. Или не отбивается, если одинаковые партбилеты Львова выбираются. Чего хотят? Львовское имущество, ценная городская земля для своих «инвестиций» буратинок толстощеких привлекает. Где деньги нагрёб? Ничем хорошим ты, губски-гопник, честной местной общине не известен...

Во Львове интеллигентный мэр, инициатор движения «Самопоміч». Знаток его истории и деяний здешней общины. Среди которых и знаменитая «Пора» перед «оранжевым» Майданом, первой применившей новый стиль самоорганизации, нахождения и мобилизации сторонников — общественно-политический сетевой маркетинг методом обмена информацией из уст в уста. «Пора» тоже выветрила: многовато «вождей» появилось, в разные стороны потянули... А общество остается деконсолидированным. Эх, забываем свою историю.

... Знаменитый Город Каменных Львов, прошу тебя: не провинциализируйся!

Дмитрий КАРПЬЯК, публицист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ