Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Триумф национализма в опере

3 ноября, 2005 - 19:11

Недавно одна из газет Днепропетровской области с сожалением мне сообщила, что не может разместить в своем издании посланную мной статью, потому что в ней употребляется слово «национализм», и, мол, его читатели таких терминов не употребляют, и считают его «подрывным».

Я бы на это не обращал внимания, если бы этот ответ не был от человека с академической степенью, из среды высокообразованных людей.

Именно слово «национализм» дается в мировых академических справочниках как определение общественно-политических и культурных процессов народов, которые устанавливали и устанавливают свою национальную уникальность и политическую независимость. Пожалуйста, введите это слово в «Google» и перед вами появится множество трудов о национализме и среди них также книжка «Ukrainian Nationalism» Армстронга, изданная в Америке в пятидесятых годах прошлого столетия.

Большинство исследователей соглашаются, что национализм ярче всего начал проявляться в народных культурах в начале ХIХ века. В операх, как синтезе всех отраслей искусства, их создатели панорамно представляли жизнь своего народа во всех ее проявлениях. Недаром история музыки назвала этот период триумфом национализма в народных операх.

Для примера позволю себе указать на некоторые из них, которые повлияли на национальное сознание народа и служили ему как бы зеркалом и ментором в повседневной жизни.

В 1858 г. в Варшаве была впервые исполнена в четырех актах опера «Галька» композитора Станислава Монюшко. Славянские мелодии и культура польского народа во всей ее красе эстетично представлены в этой композиции и воспринимается с восторгом не только польским народом, но также любителями оперы во всем мире. Опера «Галька», начиная с ее премьеры стала для польского народа гордостью национальной культуры.

Чешский композитор Бедржих Сметана жил в Праге, но его творческая эстетика тяготела к немецкой культуре. В 24 года он проявил себя талантливым композитором, но это не давало ему заработка. Угнетенный морально и физически, он обратился к славному композитору Листу за материальной поддержкой и дал ему на рассмотрение свои композиции. Лист первую часть просьбы Сметаны отклонил, но его композиции оценил очень высоко.

Подбодренный известным композитором, Сметана смело продолжал писать музыку. Но он чувствовал себя иммигрантом в своей стране. Чешского языка не знал, как и культуры и истории своего народа. Он быстро уяснил свои национальные недостатки и взялся изучать чешский язык и историю. Только тогда он нашел источник своего творчества. В первых двух операх он талантливо представил исторических героев и фольклор своей отчизны. Прихотливая пражская аудитория с восторгом поздравила своего национального создателя музыки. Биографы Сметаны подчеркивают, что его творчество отличается ярким проявлением национализма в музыке, а композитор Лист заявил, что «Сметана есть композитор с действительно чешским сердцем».

Даниел Аубер, широко известный французский композитор девятнадцатого века написал много опер и среди них оперное произведение «Глупая девушка из Портичи», также известное как «Манасиело». 25 августа 1830 года оно исполнялось в Брюсселе и своей полной палитрой романтической экспрессии этого времени очаровало публику. Но больше всего она отреагировала на слова в дуэте «Раб не ощущает страха смерти, потому что она лучше, чем жизнь в кандалах». Бельгийцы принадлежали к голландскому княжеству и воспринимались как низший класс. Поэтому не удивительно, что в этот вечер, сразу после оперы, народ двинулся на улицы, скандируя патриотические лозунги, занял государственные учреждения и требовал самостоятельности. Седьмого февраля 1831 года Бельгия уже была самостоятельной и приняла свою конституцию.

Украинский поющий народ дождался своей национальной оперы лишь в 1863 году. «Запорожец за Дунаем» был впервые исполнен в Петербурге, а роль Карася играл сам композитор Семен Гулак-Артемовский. Его произведение насыщено украинскими народными песнями и танцами, которые обворожили публику. К сожалению, «Запорожец» шел на сцене только до 1865г. Царский режим запретил его постановку, и партитура была отдана в архив.

В 1884г. М. Старицкий поставил «Запорожца за Дунаем» в Ростове-на-Дону, и с этого времени Украина ставила его во всех театрах. Впервые украинский народ получил возможность любоваться этим произведением и узнавать себя в нем.

Наверное нет сегодня в Украине оперного театра, который бы не включал в свой репертуар «Запорожца». Это — украинское богатство. От себя не убежишь...

Осенью 1944 года через мое село Молодыч, Ярославского уезда, проходил спецотдел НКВД, который мы прозвали «Красной Метлой». Вешал он плакаты на стенах с надписью «Социализм поборол национализм». Были это молодые парни, не старше двадцати лет. Как-то сели они отдохнуть на сельском пастбище и, услышав аккордеон у пастуха, позвали его к себе. Один из них взялся играть на нем и замечательно пел арию Карася из «Запорожца», а когда начал играть танцы, бойцы сбросили шинели и пустились в пляс. Вертелись все, как веретено, и не имели времени собирать фуражки.

Молодычане стояли завороженные. Потом приносили им молоко, хлеб, пироги, и это длилось до самого вечера. Потом, надев шинели и фуражки с серпом и молотом, под приказ лейтенанта «шагом марш» бойцы двинулись через поля в сторону заходящего солнца.

Всем нам казалось, что они нам чужие, но когда стали петь арии из «Запорожца» и танцевать, многим вспомнились мудрые слова Шекспира о том, что роза под другим названием будет пахнуть так же, как роза...

Роман МАЦ, г. Бетлегем, Пенсильвания (США)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ