Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учитель-демократ или авторитарист

Или каких педагогов любят и уважают ученики
2 октября, 2009 - 21:27

Завтра, 4 октября, в Украине будут отмечать День работника образования. Это, наверное, единственный профессиональный праздник, который отмечает подавляющее большинство украинцев, независимо от возраста и специальности. Людям этой профессии всегда уделялось особое внимание в обществе. Изменилось ли это сегодня, решили выяснить накануне праздника в одной из столичных школ Голосеевского района, самостоятельно проведя опрос учеников и родителей. Опрос родителей показал, что при первом взгляде на учителя они обращают внимание на его глаза, жесты, тон разговора. А вот старшеклассники заметили, что для большинства из них большое значение имеют внешность, прическа и голос учителя.

— Конечно, и одежда, и прическа являются способом контакта с окружающими и самовыражением человека, — говорит Екатерина Овчарек, психолог Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента. — Яркая одежда, особая манера поведения учителя нравится детям. Я, например, в свое время любила уроки зарубежной литературы, потому что учительница, которая их вела, очень стильно одевалась и ее туалеты гармонировали с манерами и речью. Учитель — значимая личность. И если, глядя на красивую, женственную учительницу, девочки захотят быть похожими на нее — это прекрасно. Но, понятно, все должно быть в разумных пределах.

В советские времена считалось, что информация о личной жизни учителя (его семейном положении, детях, родных) является тайной. В то же время большинство учеников, к которым мы обратились с вопросом: «Интересует ли тебя личная жизнь учителя?», ответили на него утвердительно. Екатерина Овчарек считает такой подход нормальным. «Учитель должен быть настоящим, человечным. Понятно, не нужно обсуждать свои проблемы с учениками, но и прятаться за маской холодного безразличия не стоит. Как психолог я часто встречаюсь с учителями и могу сказать, что они доведены до профессионального выгорания. Причина — вложенные в работу силы, здоровье, время, душа не компенсируются достойной отдачей. К сожалению, в учебных заведениях нет практики психологической помощи учителям, как это делается, например, в социальных службах. Там работнику, столкнувшемуся с тяжелым случаем на работе, приходит на помощь терапия — коллеги, с которыми за круглым столом можно выплеснуть все негативные эмоции, выпустить пар и спокойно пойти домой. Те же, кто работает в школе, несут все свои негативы домой, где выплескивают их на родных».

Больше всего дети ценят в своих учителях чувство юмора и доброту. И, кроме того, — «чтобы учительница не кричала, как только ей что-то не понравится», «чтобы позволяла высказать свое мнение и не унижала», «чтобы поддерживала дисциплину и была требовательной, потому что детям только дай слабину — они учиться не будут». Как же учителю найти золотую середину в своей работе?

Екатерина Овчарек считает, что на самом деле при общении с учениками учителя выбирают между четырьмя позициями: авторитарной, которая, к сожалению, является наиболее популярной («я лучше, умнее, я больше знаю»), политикой попустительства (учитель существует отдельно, сам по себе, а дети — отдельно), манипулятивной (взрослый манипулирует учениками и переводит на них часть своих полномочий) и демократической (учитель относится и к себе, и к ученикам как к личностям, достойным взаимоуважения и сотрудничества). Последняя позиция является наиболее эффективной для успешного обучения. В других случаях дети сопротивляются негармоничной системе взаимоотношений и быстро восстанавливают баланс в отношениях с педагогом через непослушание, непризнание авторитетов. Но, несмотря на все подводные течения и возможные сложности в общении, ученики любят и уважают своих педагогов за мягкость, справедливость, честность, энергичность, любовь к своей работе, эрудицию, отличное знание предмета. Родители же ценят в педагогах чуткость, внимательность, умение выслушать, профессиональное мастерство.

Оксана ОНИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ