К дискуссии по вопросам защиты отечественного информационного пространства («День», №№ 191, 195, 196, 201, 202) активно подключились наши читатели. Что не удивительно, поскольку именно они являются основными потребителями «информационного продукта». Мы надеемся, что их мнения, часто прямо противоположные, будут полезными для специалистов при выработке концепции защиты украинского медиа-рынка. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с точкой зрения киевлянина Д. Мартынова и украинца, проживающего в Польше, О. Пушкаря.
В связи с дискуссией о развитии украинского медиа-рынка, предложенной «Днем» от 27.10.2000 г., можно с досадой констатировать, что у нас готовится, а по сути уже началась, очередная компания украинизации под видом упорядочения масс-медиа. Все очень напоминает приснопамятные совковые времена, когда «по просьбе трудящихся» в стране дорожала колбаса. Похоже, что к нашим многочисленным проблемам прибавляется еще одна. Да, сегодня рынок русскоязычных СМИ значительно объемней украинского. Можно ли нам, украинцам, особенно украинцам-патриотам, смириться с этим? Что нужно сделать, чтобы уменьшить поток русскоязычных изданий?
В связи с этим, думаю, не помешает поинтересоваться: а почему у нас не стоит вопрос об уменьшении или увеличении изданий на английском, французском или турецком языках? Ответ банально прост. Эти тиражи зависят от спроса и им же, спросом, регулируются, что совершенно нормально и оправдано. Для тех, кто думает иначе, пожалуй, будет уместна еще одна аналогия, с киевским «Динамо», регулярно проигрывающим матчи зарубежным командам. Спрашивается, что нужно сделать нашим «сокерам», чтобы побеждать хотя бы на своем поле? Добиться для себя изменений существующих правил или повысить уровень игры?
Уместно ли настаивать на изменении правил игры на рыночном поле украинских масс-медиа, или пусть они учатся побеждать при существующих? К тому же статья 10 Конституции «гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств Украины». Мне кажется, что комментарии излишни. В правовом государстве должно быть так, как требует Основной Закон.