Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украина должна иметь в Киеве своего православного патриарха»

9 августа, 2003 - 00:00

В прошлом году в парламенте было создано депутатское объединение «Украине — Поместную православную церковь». В него входят 232 депутата, т.е. парламентское большинство. Приятно, что хоть одна ветвь власти осознает важность и необходимость обретения независимости Украинской православной церковью Московского патриархата и прилагает для этого заметные усилия. Депутаты понимают, что в долгосрочном плане от этого может зависеть настоящая независимость Украины. А церковная самостоятельность, религиозная духовная свобода может способствовать ускорению темпов нашей интеграции в Европу, взаимопониманию со всем миром, другими конфессиями. Ведь от позиции власти по отношению к церковным делам, как свидетельствует история Англии, Чехии и других стран, зависит очень многое. Власть может помочь церкви стать конструктивной силой. И это понимают патриотически настроенные священники.

Украинское православие расколото. Это не является виной ни власти, ни государства. Раскол отразил объективную ситуацию, которая существует в обществе — потребность в своей автокефальной, независимой православной церкви — с одной стороны, и попытке Московского Патриархата и в дальнейшем контролировать духовную жизнь в Украине — с другой.

Довольно очевидно, что центр внимания общественного мнения (и власти) должен быть направлен на готовность Украинской православной церкви Московского патриархата и лично ее руководителя митрополита Владимира провозгласить автокефалию УПЦ МП и к практическим шагам в этом направлении. Это богоугодное дело, направленное на сохранение и процветание украинского народа в своем государстве. Этот процесс непростой, но начинать его как-то надо. Хотя бы с расширения прав УПЦ МП, например, добиваться права самостоятельных отношений с другими (зарубежными) церквями и т.д.

Сопротивление Московской патриархии упомянутым процессам оказывается и будет усиливаться. Всем ясно, что от духовного влияния на Украину Москве отказаться будет очень трудно. Надо ожидать, что в ход пойдет все. Но нужно четко понимать, что отказ в предоставлении автокефалии украинской церкви МП иными словами равнозначен непризнанию Московским патриархатом независимости Украины. Это должны понимать и священники и, особенно, патриоты Украины. Андрей Первозванный проповедовал христианство на киевских холмах, Киев в течение веков был центром православного мира в восточной Европе, свободная Украина должна иметь в Киеве своего православного патриарха.

Церковь — фактор бесспорно и политический, уже в силу своего влияния на массы людей. А священники — тоже люди со своими слабостями, амбициями и политическими симпатиями. Призванные проповедовать слово Божье, они имеют возможность влиять и на политические взгляды своих прихожан. И не единичны случаи, что они этой возможностью пользуются. Политики это хорошо знают и нередко заигрывают с церковными деятелями, а те в свою очередь хотят использовать политиков и власть имущих в своих интересах. Можно понять, когда политик принимает церковные награды. Человек слаб, а искушение велико. Но совсем непонятно, когда церкви, отреставрированные на средства Украины, передаются Московскому, а не, например, Киевскому патриархату, как одному из наиболее лояльных к нашему государству. Это уже политика.

Многие чиновники уклоняются от определенной позиции по отношению к православным церквям, объясняя это тем, что, мол, церковь отделена от школы и государства. Это так. И государство не имеет права вмешиваться в религиозную жизнь, в процессы богослужения, церковные каноны и таинства, догматы веры и т.д. Но существует множество вопросов, начиная от выделения участков под строительство и архитектурное решение храмов, и до доходов, уплаты налогов и многих других, которые относятся к компетенции государства и власти.

У нас на Закарпатье до присоединения к Советскому Союзу практически не было православных храмов, основной церковью у нас была греко-католическая. После присоединения власть запретила греко-католическую церковь, а ее имущество та же власть передала русской православной церкви, которая, забыв заповедь «не укради», с удовольствием все оприходовала. Теперь власть изменилась. Она возвратила часть храмов греко- католикам, но большая часть их оказалась в руках УПЦ МП. Церквей, переданных Киевскому патриархату, у нас практически нет. Рядовые граждане (особенно крестьяне) не понимают разницы, а часто не знают какого патриархата у них церковь. Это проблема священников и власти. Но разве могут овцы что-то указывать своему пастырю? Они верят.

Украина в последнее время испытывает беспрецедентное давление со стороны России по всем направлениям: экономическому, политическому, информационному и т. д. Руководство России пытается подчинить Украину геополитическим интересам России. Отражением этой политики становится и политика УПЦ МП. Русская православная церковь в течение веков была составляющей государственного механизма Российской империи, верой и правдой служила русским царям. Похоже, что в новых условиях она опять хочет занять это место. Соответственно ведет себя и ее украинский филиал. Невооруженным глазом видно, что иерархи УПЦ МП стали более пренебрежительными, непримиримыми, категоричными, наступательными. А уже то, что некоторые власть имущие и бизнесмены более благосклонно относятся к УПЦ МП, то это, скорее всего, уже результат проведенной служителями УПЦ МП работы. А вопрос каноничности — это дело десятое. Скорее, это слово используется для оправдания своей позиции и прикрытия настоящей причины. О религиозных духовных потребностях украинского народа, об интересах украинской государственности здесь речь не идет.

В этой ситуации надежду и уверенность вселяет то, что украинцы толерантно относятся ко всем конфессиям и при этом, несмотря на значительный авторитет церквей, довольно критически относятся как к ним, так и к их иерархам.

Иван ИВАНЧЕНКО, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ