Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина в Совете ООН по правам человека

нужно работать, даже когда труд выглядит неблагодарным
6 марта, 2018 - 19:52
ФОТО REUTERS

После завершения членства в Совете Безопасности ООН в конце 2017 г. — начале нового года — Украина вступила, как одна из 47 стран мира, в Совет ООН по правам человека. Следует отметить в самом начале, что это назначение не является наградой или признанием за образцовое поведение, а скорее результатом ротационной системы. Кстати, в этом Совете находятся такие выдающиеся исторические нарушители человеческих прав, как Афганистан, Ангола, Бурунди, Китай, Куба, Египет, Киргизстан, Пакистан, Филиппины, Катар, Саудовская Аравия и Венесуэла, где сегодня фактически идет гражданская война. Есть также другие известные нарушители, но они менее выдающиеся.

Американская организация Human Rights Watch, которая имеет определенный опыт и ежегодно готовит сообщение о состоянии человеческих прав в странах мира, недавно выдала свой отчет за минувший, 2017 год. Украина оказалась где-то посередине, не наихудшей и не наилучшей. Следует при этом отметить, что большая часть нарушений, которые представлены в отчете, происходят на конфликтной территории Донбасса и в оккупированном Крыму. В приложении большинство замечаний по поводу нарушения Минских договоренностей на Донбассе, что отражается негативно на гражданском населении этих территорий, касаются России и ее суррогатов. Что касается Крыма, то все обвинения касаются нарушения прав украинцев и крымских татар. Ответственность за это лежит на российских оккупантах. Что касается самой неконфликтной с Россией части Украины, то представлено фактически очень мало замечаний, и даже те больше дискуссионного характера, принимая во внимание, что война на Донбассе и гибридная война России против всей Украины ощущаются не только на Донбассе но и в Харькове, Одессе, Киеве и даже Львове. Вот, например, ограничение прав представителей прессы, тех, которых подозревают в российской агентуре. Было бы совсем бессмысленным со стороны Украины и ее спецслужб и прокуратуры, если бы не было такого ограничения и даже задержания или ареста. Фактически единственные солидные замечания по Украине, что мало сделано в области борьбы с коррупцией и налаживания независимого судопроизводства для этой борьбы.

В этом отчете отдельного внимания как страны, больше всего нарушающие человеческие права, заслужили следующие: Турция, Египет, Ливия, Россия, Китай, Йемен и Бирма. Некоторые из них даже находятся в Совете ООН по правам человека. Это, очевидно, ирония, что наибольшие нарушители следят за нарушением других. Однако следует помнить, что Россия также была в этом Совете когда-то и, наверное, со временем вернется. Отдельно также определены две европейских страны, в которых, в частности в последние годы, усилились негативные тенденции популизма — Польша и Венгрия. Фактически ситуация в Польше на сегодняшний день еще хуже, чем в отчете, потому что новое законодательство об изменениях к закону об Институте национальной памяти (ИНП) были приняты только в 2018 году, потому можно предположить, что отчет по Польше будет еще хуже в следующем году, если Конституционный суд Польши не отклонит новое законодательство польских правых партий. Польша, между прочим, заняла с началом 2018 года то место в Совете Безопасности ООН, на котором была Украина.

Министерство иностранных дел Украины с обретением Украиной места в Совете ООН по правам человека представило своего рода план работы, или свое виденье. На сессии Совета, который проходит в это время в Женеве и продлится до 23 марта 2018 г., как заявил на сессии представитель Украины заместитель министра Сергей Кислица, Украина будет пытаться на этом форуме противодействовать российской агрессии и грубым нарушениям человеческих прав на оккупированной территории Украины. Кислица указал на желаемое давление со стороны международного сообщества: «Критически важным в этом контексте является доступ к полуострову международных организаций, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы, которые бы осуществляли мониторинг за соблюдением оккупационной российской властью прав человека...»

Наверное, было бы неплохо включить в порядок задач Украины также изменение поведения польской власти в отношении нацменьшинств на своей территории, в частности украинского нацменьшинства, в отношении могил на украинских кладбищах, а также законодательства об ИНП, которое прогнозирует грубые нарушения человеческих прав.

Однако, бесспорно, внимание нужно направить прежде всего против России, потому как что касается Польши, то  она сегодня не является оккупантом и, кстати, есть больше надежды, что она будет считаться с мнением других государств мира и международными структурами, в которые она входит, а в случае Совета Европы даже возглавляет. В конце концов, если бы в Польше изменилась власть, то, очевидно, пришла бы другая политика. Относительно России такой надежды нет ни на этот март, ни на более длинный срок.

При этом, наверное, Украина понимает, что многие ее действия на этом форуме будут безуспешны, принимая во внимание длинную историю слабой деятельности когда-то Комиссии, а теперь Совета ООН по правам человека, а также Высшего комиссара по этому вопросу. Также много неудач предполагается из-за самой композиции Совета. Нарушители не будут осуждать других нарушителей, потому что боятся, что к ним также могут применить меры. Фактически говоря, этот Совет совсем беззубый, то есть его решения могут быть чисто символическими.

Тем не менее, нужно работать, даже когда труд выглядит неблагодарным.

Аскольд С. ЛОЗИНСКИЙ, США

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ