Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинцы – опомнитесь!

19 августа, 2010 - 18:38

Очевидно, «День» — едва ли не единственный животворный источник в современном захламленном медиа-пространстве.

Я горный инженер-газовик с почти 50-летним стажем, но на 70-м году жизни вынужден написать вам о своих размышлениях.

Когда-то в своих воспоминаниях известный украинский геолог В. Иванишин (выпускник «Политехники» 1955 г.) высказал мнение, что «живые часто не знают правды... в родном государстве, своей жизни... и современной истории вообще, а потому молчат. А, может, хорошо знают всю правду и, собственно, потому и молчат? И лишь о давно прошедших событиях может быть рассказана правда... — какой бы горькой она ни была.

Что знали целые поколения украинцев о нашей истории (государства, науки, народного творчества, культуры)? Ведь советские энциклопедии, официальные издания, мемуары «шлифовались». Теперь это известно, как известно и другое. Не будешь знать свою историю — не будешь иметь будущего.

Общепризнано, что древние наши предки — славянские племена, которые когда-то (около ІІ в. н.э.) поселились на среднем и нижнем Дунае, вынуждены были мигрировать (особенно от давления «волохов» — римлян) на север и восток, татаро-монгольское нашествие внесло определенные изменения в эти потоки. Но почти 15 столетий спустя (кровавых столетий и распада полиэтнических империй) создались нынешние 14 (а может, и больше) самостоятельных славянских государств — от Словении и Чехии на западе до России на востоке и севере Европы с почти 250 млн. прямых потомков.

И все эти государства, и их народы — разные. Каждый народ имеет свою историю, культуру, язык, традиции... Возвращение их назад в любую диктаторскую империю уже невозможно.

Современная Украина в силу своего действительно уникального расположения и исторического прошлого чрезвычайно уязвима из-за внутренней нестабильности. Это также последствия нашей истории: веками насильственное унижение языка, достоинства украинца, выселение (переселение) на необозримые восточные пространства империи семей и специалистов всех рангов, уничтожение людей голодоморами и «тихое» заселение украинских земель другими этносами.

Теперь мы имеем горькие плоды от воплощения теории «формирования новых людей» под современным названием «советский народ» и ту внутреннюю нестабильность, на струнах которой так ловко играют вечные (ибо бывших не бывает!) тайные службы.

Мне могут возразить, но анализируйте пресс-медиа (и не только отечественные) о скупых данных биографий политиков и власть имущих, а у нынешних наблюдайте за их выступлениями (интонации, жесты, мимика, презрительное высокомерие ...). И вспомните: если не ошибаюсь, то Л. Кучма запретил обнародовать списки причастных к разным спецслужбам.

Но как бы не хотелось верховным российским политикам и религиозным деятелям (а это одна команда еще со времен Петра І — с 1721 г.) «протолкнуть» тезис «Мы единый народ святой Руси», он не сработает.

Имперская политика Петра І в определенной мере исторически оправдана (в смысле пробиться к морям), но в итоге оказалась варварской, поскольку для диктаторов не существует законных рычагов сдерживания. Вот как формулирует эту политику сам Петр І в период активной (с 1711 г.) колонизации Кавказа в инструкции генерал-майору Матешкину: «Стараться всячески, чтобы армян призывать и других христиан, если есть, в Гилянь и Мазандеран (тогдашние провинции Кавказа), и оживлять (поселять), а бусурман зело тихим образом, чтоб не узнали, сколько можно убавлять. Также когда осмотрится, дал бы знать, сколько возможно там русской нации на первый раз поселить» (С. М. Соловьев, «Чтения и рассказы по истории России». М. «Правда», 1989 г., с. 715). Это на предмет «спасения» народов Кавказа.

А еще раньше главная масса «русских славян» (великороссов) «опять пришла на днепровский юго-запад, чтобы спасти оставшуюся там слабейшую часть русского народа от чужеземного ига и влияния» (В. Ключевский, «Курс русской истории». Т. 1, с. 142, 294).

Так, освобождали, переселяли, выселяли, поселялись на протяжении столетий (даже когда эстафету перенял СССР). Результаты известны: единого сообщества «советский народ» или же славянский народ создать не удалось. Создали, к сожалению, многочисленный «совок» — термин противный, унизительный, но он есть.

Теперь — на предмет «единого народа» и единого языка.

Единый «великорусский» народ действительно относительно мирно создался путем взаимопроникновения части потоков славян Киевской Руси с финскими племенами. «Древняя Русь все мелкие финские племена объединяла под общим названием чудь... (чудит, чудно, чудак и т.п.») (В. Ключевский, там же, т. 1, с. 296 — 297). Этот процесс объединения «окончился поглощением чуди Русью».

Все приведенное выше — не «происки» украинцев, а выводы выдающихся российских историков (несмотря на все их противоречия в отношении казацких движений на Дону, Волге и Днепре). Просто надо учесть то время с бессмертной и по сей день «валуевщиной» и «аракчеевщиной».

А о «Святой Руси» можно говорить бесконечно, так как о понятии «Русь» историки дискутируют и поныне. Не стоит спорить: предлагаю (как взгляд со стороны) принять тезис писателя и историка Э. Карновича, который «слово «русь» производит от латинского слова «rus — деревня». «Русью, т.е. деревней, называли римляне весь славянский деревенский мир; этот славянский деревенский мир и усвоил для себя название, данное ему римлянами» (В. Ключевский, там же, т.VI, 1989, с. 95). Как по мне — логично, а то как-то стыдливо все умалчивают о «святой «Деревне».

А теперь о том, куда мы идем. Достаточно осмыслить лишь полгода (до и после выборов — 2010). Все «гетманчики» демократического толка убедились в своей «ценности» (вместе с экс-президентом). Два «светлячка» (С. Тигипко и А. Яценюк) удачно использовали риторику, но все стало на свои места...

Остальные, на мой взгляд, не осознали огромной ловушки, давно установленной упомянутыми выше определенными службами.

Например, любителей булавы (или их известных коллег) чаще приглашают в эфир. Приглашенных распирает от собственного величия. А мы слышим одно и то же на манер: «Когда я был вице-премьером, или министром, или спикером..., я не брал, не крал, предлагал, меня не слушали». Конечно, кое-что сделали хорошее, но слишком мало, особенно когда были у власти.

У меня (и, возможно, у многих украинцев) накопилось много негативных слов к «гетманчикам», однако я лучше промолчу. Скажу лишь, что у вас мало украинства, поэтому живо клюете на разные «наживки». Но ведь вы реальные политики, других пока что нет. Те из вас, кто уже «законсервировался», или «на раздорожье» (Ю. Костенко, И. Заец, А. Матвиенко, В. Кириленко), или слишком «амбициозные» (А. Яценюк, А. Гриценко, О. Тягнибок, Н. Катеринчук), подумайте о стратегии. Или хотя бы о некоторых вещах послушайте — тех, кто мудрее вас (И. Дзюбу, Ю. Щербака, И. Юхновского, Л. Ившину, И. Лосева, М. Поповича, С. Грабовского, О. Пахлевскую, М. Брюховецкого,  Кравчука, Л. Лукьяненко...), простите, всех невозможно перечислить.

Наконец, поляки мудро говорят: «Если некого любить, то полюбишь то, что есть». И пока вы, уважаемые политики, будете соревноваться между собой и ждать (или формировать) нового лидера украинцев и красивой Украины, то либо уйдете в иной мир (как и многие из нас), либо поседеете и «законсервируетесь». У вас нет времени на поражение (по Л. Костенко). Если свое «Я» угомоните ради будущего, то все мы, кто был на «наших майданах» в 2004 г., еще раз, возможно, поверим вам.

Иван БОРИСОВЕЦ, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ