Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинская дача Антона Чехова

Флигель, где жил писатель, благодаря немногочисленным сотрудникам сумского музея находится в хорошем состоянии
10 июля, 2020 - 12:38
ВОСТОЧНЫЙ ФЛИГЕЛЬ УСАДЬБЫ ЛИНТВАРЕВЫХ. В НЕМ ЧЕХОВ ОСТАНАВЛИВАЛСЯ В 1894 ГОДУ / ФОТО АВТОРА

Добраться от сумского железнодорожного вокзала до музея А.П. Чехова несложно. Пеший путь займет не более получаса. Музей находится на окраине города, в микрорайоне Лука. Раньше это было село, его название связывают с тем, что здесь Псел делает излучину.

Собственно музей расположен в западном флигеле бывшей усадьбы Линтваревых. Чехов гостил тут в 1888 и 1889 годах. Во время последнего посещения здешних мест — в 1894 году — писатель останавливался в восточном флигеле. Сейчас это здание разрушается, как и бывший главный усадебный дом, хотя оба они внесены в реестр памятников архитектуры. Поэтому абсолютно справедливы слова одного из местных жителей, увидевшего меня с фотоаппаратом и живо заинтересовавшегося тем, что именно я хочу запечатлеть.

— Усадьбу Линтваревых, — удовлетворил я его любопытство.

— Ответ неправильный.

— ?

— Это то, что от нее осталось.

Но не буду распространяться на эту тему, перечисляя многочисленные примеры начинающих разрушаться, полуразвалившихся, разрушенных на три четверти или еще на сколько-то пострадавших от людей и времени старых усадеб, расположенных на территории Украины...

К счастью, флигель, где жил Чехов, благодаря немногочисленным сотрудникам музея находится в хорошем состоянии.

О пребывании Чехова на Сумщине написано много, на тему «Чехов и Украина», наверное, еще больше. И все же, к сожалению, далеко не все знают об этом музее, поэтому вкратце расскажу о нем и о жизни писателя в этих краях. Читателям, которые захотят подробнее ознакомиться с этой тематикой, прежде всего, рекомендую книгу замечательного краеведа Павла Андреевича Сапухина «А.П. Чехов на Сумщине» и статью «История Дома-музея А.П. Чехова в Сумах» Людмилы Николаевны Евдокимчик (журнал «Нева», 2009, № 12), многие годы посвятившей музею.

В мае 1888 года Чехов с матерью и сестрой впервые приезжает на Луку. Брат писателя, Михаил Павлович, перед этим осмотрел дачу и остался ею недоволен, поэтому не советовал торопиться с переездом. Чехову же здесь сразу понравилось: «Дача великолепна, — пишет он брату Ивану, — Мишка наврал. Местность поэтична, флигель просторный и чистенький, мебель удобная и в изобилии. Комнаты светлы и красивы, хозяева, по-видимому, любезны». Со своими хозяевами, или как сейчас бы сказали, арендодателями — Линтваревыми — писатель быстро сблизился. Семью Линтваревых, в честь которой сейчас в Сумах названы улица и переулок, Чехов подробно представил в письме А.С. Суворину от 30 мая 1888 года. Она состояла из матери, Александры Васильевны, трех дочерей (Зинаиды, Елены и Натальи) и двоих сыновей (Павла и Георгия (Жоржа). Павел на тот момент уже был женат.

Дачное время 1888-го было счастливым для молодого литератора, он восторгается украинской природой, рыбачит, зазывает к себе знакомых. Первым на приглашение Чехова откликнулся патриарх русской литературы Алексей Николаевич Плещеев — бывший член кружка петрашевцев, поэт, переводчик, критик; его стихи были положены на музыку Чайковским, а позже — Рахманиновым. Алексея Николаевича на Сумщине принимали так, как и полагается принимать живого классика. В уже упомянутом письме Суворину Чехов с мягким юмором говорил, что на Плещеева здесь «глядят, как на полубога, считают за счастье, если он удостоит своим вниманием чью-нибудь простоквашу, подносят ему букеты, приглашают всюду и проч.». Плещеев был тронут таким приемом. Здесь он написал стихотворение, которое посвятил Чехову, в нем воспеваются дачная атмосфера и гостеприимство хозяев. Говоря о бескорыстном труде владельцев имения, поэт имел в виду, прежде всего, помощь больным из окрестных сел, которую оказывала Елена Линтварева, и обучение детей, которое вела в устроенной ею самой школе большая любительница украинской культуры Наталья Линтварева.

Вместе с Еленой Линтваревой и сестрой Марией Чехов лечил больных, а у жены Павла Линтварева — Антонины Федоровны — принимал роды. В рассказе «Именины», созданном после пребывания на Луке, он описывает неудачные роды героини, в реальности же они прошли благополучно.

Впечатления, давшие толчок для еще одного рассказа, — «Красавицы», писатель получил во время поездки с целью покупки хутора. Чехов серьезно собирался приобрести хутор в Украине, но не сошелся в цене. В письме А. Плещееву от 27 августа 1888 г. он шутил, что если сторгуется, то станет подписываться «Полтавский помещик, врач и литератор Антуан Шпонька». В этом же письме Чехов говорил: «Если в самом деле удастся купить, то я настрою на берегу Хорола флигелей и дам начало литературной колонии». Увы, мечтам писателя не суждено было сбыться.

Конец весны — лето 1888 года подарили Чехову много положительных эмоций (к сумским впечатлениям следует прибавить поездки на Полтавщину, а также путешествие в Крым и на Кавказ). Этот же период 1889 года выдался печальным для писателя. 17 июня 1889 года от туберкулеза на Луке умирает его старший брат, талантливейший живописец, соавтор Левитана по картине «Осенний день. Сокольники» Николай Чехов. Отпевали его в местной церкви Рождества Иоанна Предтечи, где незадолго до этой печальной церемонии венчался с гувернанткой своих детей Натальей Гольден другой старший брат Чехова — Александр. Само венчание тоже было безрадостным: и брачующиеся, и свидетели хорошо осознавали, что дни Николая сочтены, вскоре он умер на руках Александра. Храм, построенный в конце 30-х годов позапрошлого столетия, к счастью, сохранился, его можно посетить.

Похоронили Николая Чехова на местном кладбище, за скромной его могилой сейчас ухаживают работники музея.

Самая, пожалуй, знаменитая вещь Чехова, над которой он работал в этом году на Луке, — повесть «Скучная история». Она впервые была опубликована в журнале «Северный вестник» в ноябре 1889 года. Несмотря на то, что писатель трудился над этим произведением и в Ялте, где долгое время пробыл после похорон брата, и в Москве, местом написания значилось «Село Лука, Сумск. уезда, 1889».

В следующий раз Чехов побывал на Луке вместе с Игнатием Потапенко. Сейчас мы вспоминаем этого литератора прежде всего в связи с нелицеприятной историей с Ликой Мизиновой, как прототип Тригорина из «Чайки», тогда же его имя гремело на всю Россию, его популярность едва ли не превосходила чеховскую. Неделя, проведенная писателями на Луке, была безраздельно посвящена отдыху.

Это было последнее посещение Чеховым здешних мест. Он еще часто вспоминал о них. В 1894 году писатель отдыхал на одном из самых фешенебельных европейских курортов — Аббации в Австро-Венгрии (Аббация — итальянское название Опатии, сейчас это хорватский городок). Оттуда он написал Наталье Линтваревой письмо, строки из которого цитируют все, кто рассказывает о пребывании Чехова в Украине: «Аббация и Адриатическое море великолепны, но Лука и Псел лучше».

Многое довелось пережить усадьбе и ее хозяевам после 1917-го. «Линтваревку», как называл ее А. Плещеев, ограбили и национализировали, бывших владельцев выгнали (спустя время только Наталья смогла вернуться в Сумы). В зданиях усадьбы позже устроили школу. Во время Второй мировой здесь сначала располагался штаб 293-й стрелковой дивизии, потом квартировали немецкие войска. После войны здесь снова была школа (в чеховском флигеле располагались два ее класса и библиотека).

В 1948 году, во многом благодаря стараниям местной подвижницы, большой почитательницы чеховского таланта Ксении Викентиевны Калениченко, которая лично знала Наталью Линтвареву и активно переписывалась с Марией Павловной Чеховой, в школе, носящей имя писателя, открывается мемориальный уголок, ему посвященный.

В 1960 году, к столетию со дня рождения выдающегося прозаика, во флигеле, где он проживал, был устроен музей — филиал областного краеведческого музея. Экспонаты для него свозились из других чеховских музеев Советского Союза. В этом году ему уже 60. В юбилейный для музея год искренне хочется пожелать его сотрудникам долгих и счастливых дней, творческой энергии, новых интересных находок и неиссякаемого энтузиазма. Пусть не зарастает народня тропа! Многая лета!

Константин БУРКУТ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ