Издавна считается, что политическая элита — это наиболее образованная, культурная, морально-этическая и сильная часть общества, которая берет на себя ответственность за индивидуумов, доверивших ей управление страной. После оранжевой революции Украина оказалась на пороге революционных перемен во внутренней и внешней политике, меняются векторы ее направленности. Сегодня в Украине, наряду с постепенным развитием демократических принципов, на политическом небосклоне появляется новая элита, которая должна будет решать вопрос реализации задекларованных ранее евроатлантических стремлений (вступление в ЕС, НАТО, ВТО). Но не меньше проблем накопилось и во внутриполитической жизни страны.
Многие эксперты и политологи до выборов президента Украины не надеялись на резкие перемены в общественно-политической жизни. Но события осени и зимы 2004 года разбудили в обществе стремления к переменам и демократическому развитию, материализовавшиеся в оранжевую революцию, доказали, что украинская нация чего-то стоит. Сползание в бездну, из которой нет возврата, и стагнация в экономической и политической жизни общества закончились. Но в результате применения определенных предвыборных технологий украинское общество раскололось. Поэтому самой главной проблемой для новой элиты является проблема консолидации украинской нации. Для ее решения придется приложить много усилий в синхронизации своих действий с обществом, учет общественного мнения в различных регионах (социологические опросы должны проводиться более-менее регулярно для того, чтобы улавливать тенденции общественного мнения) и внедрение новых механизмов принятия политических решений.
Для того, чтобы полностью понять всю глубину ситуации и сделать правильные выводы, проведем небольшой анализ действий предыдущей политической элиты, учитывая также влияние на ситуацию в Украине со стороны политической элиты России.
Определенную характеристику деятельности предыдущей политической элиты во главе с Леонидом Кучмой дает уже сам факт оранжевой революции. Основным фактором, вызвавшим ее, стала фальсификация результатов выборов. Это приводит нас к первому выводу: политической элите не удалось построить демократическую страну. Закрытость власти от народа, непрозрачность приватизации стратегически важных предприятий, создание заангажированных СМИ — также стали факторами, подтолкнувшими народ к революции. Все это позволяет сделать второй вывод: предыдущая политическая элита не смогла, а может, и не очень хотела синхронизировать свои действия с общественным мнением. Но самое главное то, что первые признаки стагнации предыдущей элиты, ее демократической недееспособности, были заметны еще во время переизбрания Леонида Кучмы в ноябре 1999 года. Хотя тогда перед обществом стоял нелегкий выбор: или путь к реставрации коммунизма, или болезненный период псевдодемократии. Общество выбрало последнее, хотя и не без помощи российских политтехнологов, повторивших в Украине «российский сценарий» 1996 года.
Интересный факт — осенью 1999 года на одном из украинских телевизионных каналов демонстрировали мультфильм — прототип российских «Кукол» — о президентской гонке в Украине. В нем Леонид Кучма показан в роли «крестного отца», который общается со своими министрами, как глава нью-йоркской мафии со своим подчиненным. А чтобы усилить впечатление, все это сопровождалось музыкой из кинофильма «Крестный отец». И хотя слово «мафиози» в то время относилось почти к каждому бизнесмену, вряд ли кто-то мог подумать, что украинская политическая элита выстроена по модели мафиозного клана. На вопрос, почему так произошло, что Украина стала испытательной моделью очень известного фильма, есть только один ответ — это отголосок старой командно-административной системы. В советской политической элите кадровый вопрос решался таким образом, что партийные руководители в своем большинстве не были профессионалами своего дела, иными словами, они были не на своих местах. Люди, которые большую часть жизни провели, работая на земле или на заводе, на гребне революции стали занимать руководящие должности, но не знали, как действовать в той или иной ситуации, и для ощущения личного комфорта приглашали своих родственников, друзей на руководящие должности, не учитывая их профессиональных качеств. Это привело к непотизму, иными словами, — кумовству, ставшему, как уже понятно, прообразом мафиозных кланов.
Все это — известные факты, но почему нынешняя элита начала повторять этот же путь? Будет ли это содействовать решению важнейших проблем, возникших перед украинским обществом? Вопрос, конечно, риторический...