Много дискуссий, споров и разговоров ведется по этому случаю, начиная еще с летописного избрания веры Владимиром Великим, множество аргументов как за, так и против выдвигалось и выдвигается оппонентами этой глобальной, многовековой дискуссии — начиная с экономическо- исторической целесообразности и кончая культурно-политической меркантильностью. Я бы не стал, наверное, увеличивать число защитников или хулителей этого пути цивилизованного развития человечества, если бы не некая удивившая меня случайность.
Как-то попалась мне в руки китайская точилка карандашей, изготовленная в виде маленького глобуса. Удивила же меня не ее оригинальность, а то, как китайцы воспринимают нас, украинцев, а точнее, всю европейскую часть Советского Союза, который ушел в небытие. Так вот, Европа на этом маленьком глобусе заканчивалась на бывших западных границах СССР, а дальше на восток все было обозначено как Азия.
Что это значит? На мой взгляд, появление такой точилки является не результатом географического невежества ее производителей, а отсутствием нашего собственного лица в мировой толпе народов, растворения нас в азиатообразной массе российскодушного, русскоязычного населения Российской Советской империи. Китайцы только зафиксировали в пластике то, чем мы являемся на самом деле.
Жаль, но пока это именно так. Однако это не безнадежность и из этого есть выход — европейский выбор. Вот только все-таки что это?
На мой взгляд, в первую очередь, это национальное самоутверждение, упрочение чувства собственного национального достоинства, т.е. получение, наконец, собственного, достойного лица. Путь в Европу — это путь национального самосознания, национального государственного самостановления, избавление от чувства второстепенности, провинциальности (в нашем случае — «малороссийства»), ощущение принадлежности к мировой культуре и мировому этносу, разрушение самоизолированности, самовосхваления и самовлюбленности как последствий «железного занавеса».
Вместе с тем этот путь несет и ряд отрицательных факторов, которые, кстати, проникают в нашу жизнь гораздо быстрее, чем положительные. Это, как ни удивительно, угасание национального лица повседневной жизни, замена российскости американизацией. Распущенность, грубость, бытовая грязь и аморальность, поднятие культа силы и насилия на уровне рядового гражданина до уровня оценочного показателя жизнеспособности. Потеря, особенно молодежью, общечеловеческих ценностей: доброты, уважения к старшим и друг к другу, человечности и тому подобное. Подъем культа денег (к тому же иностранных) до уровня всеобщего универсального мерила. Прагматизация человеческих отношений, медленная замена духовного общения деловыми контактами. И этот перечень можно продолжать, продолжать и продолжать...
На первый взгляд может создаться впечатление, что негативных аргументов я привел больше, чем позитивных, однако это лишь поверхностное восприятие проблемы европейского развития. Вся сложность этой проблемы состоит в том, чтобы мы не совершили обычной, механической замены «азиатского идола» «нимбоносным европейским богом», чем бы засвидетельствовали свою неспособность и неисторичность, поглотив при этом все бремя побочных отрицательных явлений, присущих переходным периодам, и не воспользовавшись открывающимися возможностями.
Европейский выбор — это не обычный поворот с Востока на Запад, это поворот к свободному, равномерному развитию. Это не бездумное копирование (и в большей степени негативное как более легкое) западного образа жизни, а построение своего украинского дома на широкой и светлой Европейской улице.